Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 10.06.2012г. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 10.06.2012г. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.

От Матфея Святое Благовествование, глава 10 (32, 37), 19 (27-30).


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня, Праздник всех святых и в этот день Церковь устами св. апостола и евангелиста Матфея говорит нам о действительно величайшем предназначении человека на земле. И реализуется оно только в том случае, когда человеческий ум и сердце обращены к Богу, к Господу Нашему Иисусу Христу.

И вот сегодня Господь говорит: «Кто не отвернется от всего земного, не откажется от всего, к чему он так привязан в этой временной жизни, и не повернет свое сердце ко Мне, тот не будет Меня достоин». Но тот, кто сделает это, тот получит во стократ больше: и друзей, и родных, и близких, и богатств, и всего, чего он только не пожелает, все он найдет во Христе. Тогда апостол Петр спросил: «Вот, Господи, мы оставили все и пошли за Тобою, что будет нам в Царствии Небесном?» И Господь ответил: «Вы будете самыми ближними моими. Когда придет Сын Человеческий для того, чтобы судить все концы земли, и воссядет на Престоле, то вы сядете рядом с ним на двенадцати престолах, для того, чтобы разделить эту власть, разделить со Мной эту силу, которую Бог Отец даровал Мне».

Мы действительно видим, насколько Господь приблизил человека в том состоянии своей богочеловеческой природы, в котором Он пришел в этот мир. И мы сегодня, празднуя День всех святых, одновременно празднуем День своего Ангела.

Каждый из нас назван в честь какого-то святого. Когда нарекают имя человеку, а еще, в большем смысле, когда этого человека вводят в Церковь: младенца ли, взрослого ли, совершают над ним Таинство Святого Крещения и его душа очищается от грехов, вот в этот момент происходит такое соединение Божественной Благодати и материальной природы, подобное тому, что происходит и во время освящения храма. Можно сказать, что каждый из нас и есть в этом понимании некий храм, но живой, движущийся, мыслящий, который, в отличие от неживого предмета, может совершить свободный выбор. И Дух Святой возбуждает человека к деятельной жизни. А тот святой, во имя которого назван человек, является спутником ему. До конца его жизни он является тем помощником духовным и руководителем, к которому человек должен стремиться.

Не случайно, Православная церковь советует своим чадам, чтобы они изучали жития тех святых, во имя которых названы. Потому что, в жизни ничего не бывает случайного и, когда выбирали это имя из множества, из тысячи имен, почему-то остановились именно на этом, наверное, не без воли Божией. И этот святой имеет какое-то непосредственное отношение к человеку. И вот читая, вчитываясь в жития святых, можно найти много созвучий между своей жизнью и жизнью того святого, который прожил ее, выполнил во всей полноте все божественные предначертания, которые мы называем судьбой. Но на самом деле никакой судьбы нет, вы понимаете, что есть промысел Божий, живой промысел, который не как слепое орудие действует. Господь смотрит: вот жизнь человека началась, вот его поступки. Господь посылает ангелов для того, чтобы человек поменьше грешил, больше каялся, исправлял как-то свою жизнь. Если посылает какие-то несчастья, то это тоже все связано с течением нашей жизни, с тем, что мы называем грехами. И нет того, что, «чему быть – тому не миновать». Нет, Господь как Отец, как близкий нам человек, сердцем Своим соболезнует, если человек ошибается. Но, ничего поделать нельзя, потому что человек обладает той драгоценностью, чего даже Бог отнять у него не может, это его свобода - свобода поступить так, или иначе. И вот, Господь, присматриваясь к нашей жизни, посылает нам помощников: Ангела и того Святого, во имя которого мы названы. И, поэтому Церковь предписывает не только житие изучить, но и молиться ежедневно своему святому, обращаться к нему, просить его помощи и быть в этом общении подобно тому, как мы общаемся друг с другом. Как живого человека его просить, и он помогает, является тем спасителем, которого мы ждем порой в тяжелую минуту, который нам необходим.

Все святые, память которых мы сегодня совершаем, исполнили тот высший замысел Божий о природе человека. Не случайно апостол Павел говорит: «Вы храмы живущего в вас Духа Святого». Особенно было тяжело святым Ветхого Завета, потому, что они Христа ведь еще не знали, и между небом и землей была непроходимая стена, которую преодолеть было невозможно. Но Господь вознес природу человеческую на Небеса. А до этого просто редко-редко кто сподоблялся такой благодати, как пророк Илия, например, который был живым взят на Небо на огненной колеснице. А в основном люди, конечно, не видели этого прорыва. Вертикали не было. Небо было отделено демонами и даже святым в ту пору было очень тяжело. И, тем не менее, мы видим каких гигантов Духа рождала наша земля. Святые – это благоговейный ответ человечества на зов Неба, на зов Божий. И, обратите внимание, как многие святые еще в начале своей жизни уже, казалось бы, были избраны к тому, чтобы спастись. Как это было со святителем Николаем Чудотворцем, как это было с преподобным Серафимом Саровским. Как это зерно спасения, посеянное в душах святых, прорастало и медленно, но верно развивалось. Но мы ведь видим и другие примеры, когда вдруг в середине жизни человек грешный, погрязший в беззакониях, спохватывается и для него открывается какая-то невероятно глубокая жизнь, такая реальность, которую невозможно игнорировать, невозможно пройти мимо. К примеру, Мария Египетская и множество других святых, которые вдруг в середине жизни переменили ее направление, и таким образом, показали нам пример, что начать исправляться, меняться к лучшему никогда не поздно. Когда бы мы не обратились к Господу, Он всегда нас ждет. И нет какой-то слепой судьбы, но есть благий и исполненный любви к своим чадам промысел Божий!

Будем же просить святых, чтоб мы были достойны носить их святое имя, имя которое нам дадено, которое освящено под час мученической кровью, потому, что среди святых очень много мучеников, имена которых мы носим. А ведь подумайте, как тяжело было пережить эту грань расставания с прекрасным миром… Но Бог и Божий мир были еще прекраснее! И вот они это узнали, поняли и перешли через эту грань безбоязненно без страха, а, наоборот, с ликованием, с радостью встречи с тем самым главным ради чего они жили у Господа. Будем же и мы подражать им, стремиться и любить Бога так, как это делали святые на нашей грешной земле. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

10 июня 2012 года


Назад к списку