Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 25.11.2012г. Притча о милосердном самарянине.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 25.11.2012г. Притча о милосердном самарянине.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Прочитанная сегодня притча о милосердном самарянине имеет очень глубокий смысл. Это такая, действительно бездонная притча, множество тем человеческой жизни из нее можно почерпнуть. И потому она всегда приковывала  к себе пристальное внимание и художников, и писателей и просто людей, которые стали на путь доброго делания, которые решили служить ближнему, служить Богу через тех, кто находится рядом с ними.

Господь, произнося эту притчу, понимал, к кому Он обращается. А говорил Он эти слова человеку книжному, человеку определенного культурного слоя - слоя фарисеев, людей, знающих закон и хранящих свою духовную традицию. Говорил Он эти слова, отвечая на вопрос: «Как спастись?»

Что такое – спастись? Так, в понимании той религиозной мысли, в той среде, в  которой проповедовал Господь наш Иисус Христос, спастись, означало достичь вершины благоденствия. Ветхозаветный закон, как мы знаем, носил только подготовительный характер. Он не был тем возвышенным законом Евангелия, который утверждал, что нужно отвергнуться себя, взять свой крест и идти вслед за Богом. Нет, этот закон говорил о следующем: «Если ты... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его,., то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли. И придут на тебя все благословения сии. Благословен ты в городе,   и на поле. Благословен плод чрева твоего и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои... Поразит перед тобою Господь врагов твоих... И даст тебе Господь изобилие во всех благах... Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу» (Втор. 28, 1—14). Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего... проклят ты будешь в городе, и... на поле. Прокляты будут житницы твои...» и т.д.

То есть ветхозаветный закон говорил о временном. Ни о каком Царстве Небесном, вы слышите, здесь и речи не идет. А только здесь, вот на этой земле, все будет хорошо, если вы будете соблюдать заповеди.
Обращаясь к фарисею, Господь говорит о том, что ты же знаешь эти заповеди: возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всем помышлением, всей своей крепостью, сказано в Святом Писании, всем что у тебя есть. И ближнего своего возлюби как самого себя. Вот на этих двух заповедях - весь закон и все пророки. И если ты будешь так поступать, то ты спасешься.

В представлении фарисея, согласно тому же закону, к которому он привык, ближним являлся человек, который исповедует те же самые заповеди, как и он, человек, который посещает Иерусалимский храм, который молится в синагогах, читает Священное писание. Ну а язычник, это совсем не ближний, это враг, его надо уничтожить, стереть с лица земли. Вот такое отношение было к язычникам. И вот, для того, чтобы уточнить, кто же такой ближний, фарисей задал соответствующий вопрос. На что Господь и рассказал ему эту притчу.

В ней есть много образов. И каждый из нас в них себя узнает. Например, в отдельно взятом случае, в лице священника, который шел из Иерусалима, так же как и тот несчастный, которого побили разбойники и бросили умирать край дороги. И он, этот человек, истекает кровью, и видимо близится уже его конец. Если только представить себе, что это южная страна, там можно погибнуть просто от палящего солнца, если какое-то время не укрываться то него. А этот человек был избит и изранен. А священник идет после молитвы в храме и  думает о возвышенном. В голове его вращаются какие-то священные образы, а до умирающего ему нет дела, земля это не его область, он, якобы, уже почивает в божественных «импереях». Поэтому, он даже и не посмотрел в сторону несчастного, как сказано – прошел.

В след за ним идет левит. Левиты - это люди, которые убирали в церкви. Мыли пол, трусили ковры, протирали пыль с разных священных предметов, помогали при богослужениях, раздували кадило и т. д. Они как бы находились между небом и землей. Левит посмотрел на умирающего и, наверное, в тот момент подумал: «Вот, он – грешник, и если мы будем грешить, то все такими будем – израненными и избитыми. А если мы будем соблюдать заповеди, то Бог нас благословит и на поле, и на селе, и в дороге тоже. Поэтому с нами все в порядке». И пошел дальше с мыслью о том, что: «Пусть грешники получают ту судьбу, которую сами и заслужили».

И вот идет тот самый интересный субъект, о котором и вся речь. Это - самарянин. Самаряне, это такие люди, которые когда-то были язычниками. Потом цари Навуходоносор и Сарбанипал переселили их из языческих мест в Палестину. Когда одна культура отрывается от своих корней и воспринимает начатки другой культуры, в ней происходит какое-то перерождение. Так самаряне восприняли идею монотеизма по своему, по язычески, возможно, как дети, может быть не в той полноте, как это требовал ветхозаветный закон. Но, тем не менее, они к этому стремились. И вот они построили на горе свой храм, и туда ходили молиться. А в ветхозаветном законе сказано, что нет человека отвратительней язычника, а полуязычник, - еще хуже. Поэтому иудеи к ним не ходили и не общались с ними.

Как мы помним, даже та самарянка, которую Господь попросил дать воды, испугалась, что кувшин, который она принесла, может оскверниться. Считалось, что посуда, из которой пил иудей (или наоборот, если бы самарянин у иудея взял кувшин), уже не годится в употребление. Ее следует выбросить, потому что она осквернена. Вот такое было отношение. Даже глядеть на самарян считалось осквернением.

Этот человек - самарянин всей своей жизнью, всем своим бытием и направлением этой жизни, ощутил на себе, что такое быть отверженным. Что такое быть презренным. Быть тем, от которого отвращаются люди, увидев его где-нибудь на площади, тем, на вопросы которого не отвечают, и всем своим поведением подчеркивают: «Ты не такой как я, - уходи!» И вот, зная как это плохо, как это горько и тяжело пережить, этот единственный человек и подошел к побитому. Заглянул, как он жив или нет. Пощупал его, оказывается, – жив! Слава Богу. И тогда он послужил ему, как, мы все знаем. Он не только сам потрудился, но и потратился своими деньгами, временем, всем, что у него было. Теми нехитрыми лекарствами: вином и елеем помазал его раны. И даже, более того, оставил гостиннику деньги и сказал, что если ты вдруг потратишь больше на него, если он вдруг потребует что-то еще, то я, когда буду идти в обратный путь, тебе все возмещу. Таким образом, мы можем себе представить, насколько этот человек был открыт для милосердия, для человеколюбия. Насколько он видел не просто внешние страдания другого человека, а понимал его душу. Он на минуточку, на какое-то время, а может быть всю свою жизнь, мог быть таким как этот избитый. Вот о чем эта притча. Эта та притча, которую нам еще не под силу освоить  и понять, потому что мы еще дети в какой-то степени. И нам кажется, что это не для нас. И если для нас, то мы еще не выросли, нам еще нужен какой-то срок, и так далее. А тут, вот такое понимание человека. Ведь вы подумайте, когда он его пожалел, наверное, перед его лицом, перед его сознанием стала вся жизнь этого человека: то, что он когда-то был ребенком, и радовался, думал, что жизнь всегда будет наполнена счастьем. А оказалось совсем по-другому. Оказалось, что люди исполнены зла или греха. И что человек одинок и беззащитен в своей жизни. И что, все то, что на него направлено, ищет его погибели и уничтожения, а человек беспомощен. И вот он во всей своей обнаженности лежит теперь здесь на земле и является каким-то действительно безмолвным криком о пощаде. Вот что почувствовал этот самарянин, вот как он представил себе не только этот отдельный момент из жизни страдающего, а ему представилась вся его жизнь. Поэтому он подумал: «Ну хорошо, я ведь не такой богатый, но что-то у меня и есть. И чтобы облегчить страдания несчастного, я попробую как-то этим послужить. Вот у меня есть немного масла, вино и у меня есть осел, который может быть транспортом. У меня есть немного денег: две серебряные монеты. И я их отдам. Больше нет, ну ничего, заработаю и потом возмещу». Вот настолько он проникся близостью с этим страдающим,  что стал с ним единым целым. Но для этого нужно было родиться  такой душей. Или Бог должен был открыть этому человеку в этот самый момент, что он единственный посланник, и что это может быть, единственный шанс проявить свою человечность, проявить свое богоподобие. А все остальное – это комментарии.

Конечно, можно говорить очень много. Святые отцы Александрийской церкви придумали даже аллегорическое толкование этой притчи, как и многих других притч. Они представили эту историю, как историю погибели и спасения человеческого рода. Это конечно очень интересно. Но был, наверное, какой-то конкретный человек, конкретный случай, указывая на который, Господь хотел нас поучить. И, наверное, этот человек, как и мы с вами, испытывал страдания, в большей или меньшей степени. Но вдруг нашелся кто-то, кто сумел эти страдания облегчить. И вот в нашей жизни тоже бывают такие люди, которые может быть, совсем не христиане, а может быть и наоборот, люди, которые слишком христиане, то есть все досконально всё соблюдают и мы как-то отшатываемся от них, пугаемся их веры, думаем, что это фанатизм. Наоборот может быть. Но, тем не менее, в какой-то определенный момент своей жизни они вдруг раскрыли вот эту глубину человечности, ради которой Господь пришел на землю. Ту, которая должна наконец нас соединить с Ним. И если мы не умеем ее разглядеть в себе, в другом, в ближнем и дальнем, то тогда напрасна эта наша временная и очень короткая жизнь. Поэтому будем стараться. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

25 ноября 2012 года


Назад к списку