Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 09.12.2012г. Об исцелении согбенной женщины в день субботний.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 09.12.2012г. Об исцелении согбенной женщины в день субботний.

От Луки Святое благовествование, глава 13 (10-17).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее чтение за Литургией посвящено чуду, которое совершил Господь в одной из синагог, исцелив согбенную женщину, которая 18 лет болела этим недугом. Болезнью, когда состояние позвоночника человека заставляет склониться и все время смотреть лицом в землю. Медицина по своему называет эту болезнь, и часто можно встретить таких людей, у которых она начинается с небольшой сутулости, а потом, через десятки лет они без помощи какой-то опоры уже не могут передвигаться. Конечно, как и всякая болезнь, это – страдание, это душевная и телесная боль и самое главное, - вопрос к Богу: «За что?» И, понятно, что для человека стороннего, пока он не почувствует насколько это тяжело и невыносимо, трудно понять, что происходит с больным. Но если нам  хотя бы немного примерить эту болезнь на себя, то может показаться, что своих человеческих сил не хватит для того чтобы ее преодолеть. И очень часто человек, обращаясь к Богу, говорит: «Господи, забери меня из этой жизни! Уже сил моих не хватает нести этот недуг, эту болезнь, эту немощь. Наверно, напрасно появился я здесь на этой земле, и жил…»

И вот эта женщина пришла послушать писание в синагогу. Синагога – это не место, где совершалось богослужение, как многие себе не правильно представляют. Синагога – это такой дом, в котором собирались люди – иудеи, те которые в Ветхом Завете знали Истинного Бога. Собирались они: взрослые, дети, женщины, для того, чтобы почитать Священное Писание. Среди них были книжники, вот эти самые, о которых идет речь в Евангелии. Они читали отрывок, потом самый подготовленный, или, может быть, назначенный в этот день для толкования человек, рассказывал, что имел в виду тот или иной писатель, в той или иной книге, которую только что читали. И вот, она пришла послушать, чтобы просветиться, чтобы укрепиться в вере. И там встретила Бога, Иисуса Христа. И тот вопрос, который она пронесла через свою болезнь, он должен был разрешиться. И он разрешился. Господь, зная ее немощь, ее страдания, сказал: «Дщерь Авраамля…», - вот тоже интересные слова. Он назвал ее дочерью Авраама. А Авраам этот тот человек, который первый поверил в Бога. Ведь мы знаем, что иудейский народ, народ Ветхого Завета, это не народ, который был уже в целости избран среди других народов, нет. Это народ, который был Богом выращен из одного человека, как от одного семени. И вот этим одним человеком был Авраам. Был он потому избран из всех людей тогдашней земли, своих современников, что имел великую веру. Эта вера простиралась до того, что он даже был готов сына своего принести в жертву Богу, из-за того, что Бог так велел. Из живших на земле людей только Матерь Божья могла превозмочь веру Авраама, когда Она своего Сына отдала.

Так вот, обращаясь к этой женщине и называя ее дочерью Авраама, Христос  имел в виду именно это, то есть ее веру, которая преодолевала болезнь. Он сказал ей: «Дерзай, дшерь Авраамля, вера твоя спасла тебя, выпрямись». И она стала здоровой.

Люди, которые живут часто по тем нормам святости, которые они сами себе создают, сразу же находят в действиях тех или иных людей какие-то погрешности. И вот, в данном случае начальник синагоги обращает свое внимание на то, что «сегодня суббота». А в субботний день нельзя было работать, нельзя было совершать каких-то дел. Вплоть до того, что нельзя было носить обувь, подбитую металлическими гвоздями потому, что это считалось ношей. Нельзя было срывать колосья, идя полем, потому что это считалось молотьбой. Существовали вот такие дикие запреты. И этот книжник посчитал, что исцеление - это тоже работа. И, обратившись к Христу, сказал: «Праведник так не поступит, потому что сказано: шесть дней работай, а седьмой день – день покоя». Суббота, – шаббат по арамейски, означает «день покоя». И Господь ему тогда указал на то, что милость выше, чем закон, и привел пример, что если, скажем, пришла суббота, а ваш осел просит пить, не отвязываете ли вы его от яслей, не ведете ли вы его на водопой, что, в общем-то, в субботу запрещено по закону Моисееву. Даже не по тем предписаниям, а по самому закону. Идете и делаете. А если, тем более, он упадет в этот колодец, не станете ли вы его вынимать оттуда, или бросите там, до следующего дня. Нет же, вынимаете. А это – человек, страдающая душа. Ей нужно принести пользу, ей нужно дать исцеление. Потому Я это и совершил.

И тут мы вспоминаем очень важный момент, от чего был установлен день субботний? Поле, которое пахали шесть лет, на седьмой год оставляли не вспаханным, чтобы оно отдохнуло. Должников освобождали от уплаты, через какое-то определенное время, снимая с них обязательства по долгам. Зачем это делалось? Это тоже все было в ветхозаветном законе написано. Делалось это для того, чтобы собрать жизненные силы. То же и день субботний. Надо отдохнуть, но не просто проваляться в постели, нет. Нужно собрать жизненные силы. Нужно утвердиться в той мысли, что вот этот период, маленький краткий срок должен восстановить мои силы, чтобы дальше на следующий день я взял в руки свои орудия труда и приступил к работе, чтобы приносить пользу себе и людям. Вот для чего. Во-вторых, в космическом смысле, установление покоя субботнего дня касалось всего мироздания, как такового. Потому что, когда Господь в течение шести дней создавал весь мир, а на седьмой день почил, Он управление мира в тот момент передал людям. В лице Адама Он сказал людям: «Вот это рай. Вы видите как здесь все премудро устроено и красиво. Теперь ваша задача: этот рай насадить дальше, чтобы и дальше по всей земле цвели сады, чтобы эти красоты и милости Небесного Царя, которые изливаются в Эдеме, распространились по всей земле». Вот такая была  задача у Адама. Но Адам эту миссию не выполнил. Мы знаем, что он согрешил. Против него ополчилась природа; звери, язык которых он понимал раньше, стали ему враждебны. Земля вместо плодов приносила терния и колючки. И даже в своем собственном доме, в своей собственной  семье он обнаружил вражду, когда один его сын, убил другого сына. И мы видим, что этот порядок седьмого дня был в самой решительной степени нарушен. Грех вошел в мир. Болезнь вошла в мир через грех человека. Разложение произошло и полное рассечение ума, воли и чувств в человеческом роде. И вот в этот седьмой день, в этот день покоя приходит Господь и совершает исцеление, то есть Он эти разрозненные, разбитые части соединяет вместе. Как мы видим из Евангелия, Господь именно в субботний день и совершает какие-то чудеса, или какую-то работу, и как бы дразнит мнимых праведников, как бы вызывает огонь на Себя со стороны книжников, которые, конечно, не преминут Ему об этом всегда напомнить. Даже когда Его осуждали перед Пилатом, то говорили: «Он - нарушитель закона, Он не хранит субботний день». Как будто специально это делает Христос, но не специально, а потому что порядок этого дня должен быть восстановлен. То, что не сохранил Адам, восстанавливает Христос. Все то, что в Адаме умирает, оживает во Христе. Вот это очень важно.

И, конечно, хотелось бы все-таки еще раз вернуться к исцеленной, которая глядела лицом в землю. Мы часто тоже находимся в состоянии этой трагической раздвоенности. С одной стороны наш дух влечет нас к небесам, к высшему нашему содержанию, внутреннему содержанию нашей души. С дугой стороны, забота об этом мире тоже нас влечет. Мир прекрасен, и мы не должны говорить, что в нем все плохо. Потому что Бог его создал. Хотя святой апостол Иоанн Богослов пишет, что «всё что в мире - это  похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Но Сам  Господь говорит: «Воззрите на полевые лилии, как они красивы, что сам царь Соломон во всей славе своей не был подобен им». То есть человек способен восхищаться тем отблеском утраченного райского блаженства, который хранит мироздание. И этот мир зовет его в те времена, наверное, когда Бог каждый день увенчивал божественным благословением. И эта тоска по утраченному раю сохранилась в человеческом роде. Но люди укоренены в этот мир, и очень часто путают вечное с временным. Поэтому получается так, что одна часть нашего естества глядит в землю, а другая возносится вверх. И вот в этом и корениться источник нашей трагедии. Мы положены между двумя мирами: миром небесным и миром земным, как сказал поэт, что человек это: «два берега связующие море, два космоса соединивший мост». Ведь на самом деле «наше истинное жительство на небесах», но путь туда пролегает по этой земле. Пройти этим путем – это значит неминуемо нахватать синяков и ссадин, грехов и  падений.

Но кое-что нас может на этом пути ободрить, придать нам силы. Это - святые, которые прошли по земле. Вспоминается по этому поводу целая ветвь, если можно так сказать, примеров из житий святых. О них можно упомянуть хотя бы  в нескольких словах.

Вот, священномученик Власий Севастийский - святой раннего христианства. Когда его вели на казнь, на пути ему повстречалась собака с перебитой ногой. Пожалев эту собаку, он ее перекрестил. И собака пошла здоровой. То есть человек, даже идя на смерть, так относился ко всему, что его окружало, что понимал: Бога не хватает в мире. Любви не хватает.  И если появлялась возможность стать таковым и вместо Христа, вместе с Христом действовать - он становился, и Христос ему содействовал.

Другой пример, совсем близкий, это святой преподобный Амвросий Оптинский. Он часто собирал вокруг себя народ и вёл поучительные беседы. Он понимал, что люди жаждут духовной пищи и говорил им о высоком, о евангельском, о божественном. И это все было как елей на раны верующих людей. И вдруг он прервал свою беседу, выудил какую-то старую крестьянку из народа и стал с ней беседовать об индюшках, о том, как нужно их разводить, как нужно выхаживать больных,  как беречь их от хищных птиц. И потом, когда его спросили: «Батюшка,  как вы можете, ведь только что говорили о Христе и вдруг вы все прервали и начали о земном?» А он сказал: «Знаете, для вас то, о чем мы только что говорили, - большая роскошь, вы и сами все прочтете. Вас Господь надоумит, литературы сейчас много, так что вы это все узнаете. А вот эта бедная женщина, если у нее погибнет стадо ее индюшек, разорится, пойдет по миру и погибнет, духовно, конечно же, тоже, потому что будет просить и жить подаянием под открытым небом. И не дай Бог такое пережить любому человеку». То есть опять мы видим вот эта вот забота, казалось бы, о земле, она переходит в высшую сферу, сферу любви и сострадания к человеку. И понятно, что, конечно, каждый из нас не может жить в ту меру, в какую жили святые. Но кое-что нам возможно. Кое над чем мы можем поразмышлять. И самое главное, мы можем понять, что из многих примеров воодушевляющих нас вырастает живая ткань нашей жизни во Христе. Вот еще один, как преподобный Антоний Великий - первый монах на земле, который жил в Египте еще в конце III – начале IV века. Он жил в пещере, к нему пришел крестьянин Павел, которого называли Препростым, и сказал: «Я хочу спастись».

- Ну, если ты хочешь спастись, - сказал ему Антоний, - будь монахом.

- А это что такое?

- А это значит жить здесь в пещере, спать на полу, голодать, страдать от холода и молиться.

Павел подумал и сказал: «Я с детства живу в селе, и редкий год был урожайным. Поэтому все это я прожил. И спал на полу, и голодал, и холодно было. Но вот единственное, не могу понять, как это молиться?»

- Ну, - говорит святой Антоний, - будем читать Псалтирь.

- Я не умею читать Псалтирь, - сказал Павел.

- Хорошо, я Псалтирь знаю наизусть, - сказал Антоний, - тогда сейчас сядем, я начну читать, а ты будешь за мной повторять, и будем плести корзины.

Сели, и вот он начал первый псалом: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых…» И Павел встал и сказал: «Слушай, Антоний, подожди, я пойду похожу, подумаю, о чем же здесь сказано». И вышел. Вышел, и только через 20 лет Антоний его встретил в пустыне. И спросил: «Что ж ты, хотел со мной молиться и так внезапно и надолго пропал?» А Павел ему ответил: «Да я вот все до сих пор и думаю, как же так прожить, чтобы вот не мыслью, ни делом, не предать Бога, чтобы не пойти на совет нечестивых, чтобы не принять греховный помысел, чтобы не стать рабом тех страстей, которые есть «совет нечестивых», которые внушает мне дьявол. До сих пор не могу понять. А раз я не могу, то я не имею право к тебе возвращаться». Вот как бы примеры этой, действительно раздвоенности человека. Но он ее может человек победить, если сам захочет, примет оружие правды, как сегодня читали у святого апостола Павла. Шлем спасения оденет, меч веры возьмет в руки, и устремится к Богу, простираясь вперед  и забывая себя. Аминь.

 

Протоиерей Владислав Шмидт

09 декабря 2012г.


Назад к списку