Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 17.02.2013г. О Закхее.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 17.02.2013г. О Закхее.

От Луки Святое благовествование, глава 19 (1-9).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Начались воскресные чтения, подготовительные к началу Великого поста. В Церкви устроено так, что пост наступает не вдруг, не сразу, но прежде мы к нему духовно и телесно готовимся. И вот, в одно из воскресений мы читали  Евангелие о слепом. И вы помните, там Господь вернул зрение человеку, сидящему у врат города Иерихона.

И вот, снова Иерихон, снова Господь входит в этот город. И так случилось, что в нем жил человек, занимавшийся сбором налогов. В то время в Иудеи эти люди были поставлены в такое странное положение: они не получали жалование, а предполагалось, что свое жалование они должны были заработать путем повышения ставок налогов. И поэтому эти ставки могли колебаться от очень маленьких до очень больших размеров, в зависимости  от того каков был тот человек, который их устанавливал. Из сегодняшнего  Евангелия мы знаем, что этот человек был богат. А коли он был богат, то понятно, что те ставки налогов были достаточно высоки. Более того, мы еще знаем из Священного Писания и из предания Церкви, что мытари не пользовались уважением в иудейском обществе. Они были в «поношении», на них показывали пальцами на улице, мальчишки их дразнили. Им нужна была охрана, чтобы их не обидели люди, которые окружали их, в городе, в общественных местах, потому что в Законе было сказано, что «тот человек из народа Моего, который притесняет и обирает мой народ, да будет извержен из числа избранных Израиля». Фарисеи считали, что заниматься сбором налогов иудеи вообще не должны, это должны делать иноплеменники. Но иноплеменники, а именно римляне, считали по-другому. Они считали, что все эти тонкости местных нравов знают те люди, которые здесь родились и выросли, и пускай они этим занимаются. Некоторые зажиточные мытари выкупали целые промыслы. Они могли в одном городе закупить права на торговлю на какой-то ярмарке и заплатить государству налог с этой ярмарки, а потом, всем кто торгует на ней, они повышали долю участия и таким образом богатели, поэтому их доходы были фантастические. С одной стороны им завидовали, с другой их всячески поносили.

И вот мы видим одного из этих сборщиков податей, мытарей. А другого мы тоже знаем, его звали Левий Матвей. Он потом стал апостолом, написал Евангелие, пострадал за Христа, проповедовал в Палестине,  в Сирии, в Эфиопии и был, в конце концов, убит, сожжен на костре. А этого мытаря звали Закхей, что в переводе на наш язык значит праведность, справедливость. И как часто говорит святитель Иоанн Златоуст: «Имя - это внутреннее содержание человека». Не случайно и в народе нашем говорят: «Как назовешь корабль, так он и поплывет». Так и здесь. Когда мать давала ребенку имя она молилась Богу, она просила, чтоб Господь ей сообщил это имя, чтобы как-то это имя соответствовало внутреннему содержанию называемого ребенка. Вот, «праведность» и «справедливость», а на самом деле жизнь его была совсем далека от этих идеалов и, наверное, люди, которые называли его таким образом, они удивлялись, как можно носить такое имя и быть таким скаредным, таким жадным. Но вот случилось чудо. Когда Господь зашел в город Иерихон и стал идти по нему, все бежали вслед. И бежали не потому, что хотели исполнять заповеди, которые Господь нам дает, а бежали, ибо хотели получить исцеление, хотели увидеть чудо, хотели просто посмотреть на Великого Чудотворца. И вот, одним из таких желающих был Закхей. Но в отличие от многих, что-то еще привлекало в личности Господа этого, как пишет святитель Иоанн Златоуст, «маленького ростом, но большого душей» человека. И вот он не постеснялся, будучи солидным человеком, и наверное, богато одетым, и наверное внизу стояла его охрана.  Он лезет на дерево, карабкается на ветки, для того, чтобы увидеть издалека, потому что толпа не давала подойти поближе. И Господь идет непосредственно прямо к этому дереву. Поднимает свои глаза вверх и говорит: «Закхей, слезай! Я хочу сегодня остановиться в твоем доме, чтобы устроить там пир». И Закхей от радости бежит домой, готовит трапезу и зовет таких же «налоговых инспекторов», как и он сам, чтобы вместе с ними разделить радость этого дома.

Действительно, мы не можем понять, почему мы стали верующими людьми! Что нас ведет в церковь, что нас заставляет брать в руки дома священные книги, чтобы их читать?  Потому, что огромная масса людей этого не делает и не считает себя, при этом, ущербными. А вот нам без этого не прожить. Почему мы не можем жить без икон, почему нам очень важно видеть лицо Господа нашего Иисуса Христа, лики Пресвятой Богородицы, тех святых, которые для нас стали очень близкими и родными? Трудно понять. Но был какой-то момент, когда мы без этого обходились. И вот вдруг этот важный  момент наступил и в жизни Закхея, этого мытаря. Когда он сидел на пиру, он вдруг почувствовал, что на этом пиру наступил рай, вот тот райский пир, который ждет всех праведников в конце веков, когда Господь соберет Своих угодников в одном месте, подле Себя и они будут радоваться. И образом радости является застолье, потому что нам людям плотским не понять, как это, «радоваться». Должно быть какое-то объединяющее начало. Но там это будет по-другому, это просто подобие. И вот, сидя на этом пиру в своём доме, Закхей вдруг понял, что наступил рай.  А раз рай, значит весь тот мир, за пределами рая, пира – мир «кромешный» -  ничего не значит. И он встает и говорит: «Я сейчас разделю свое имение и половину отдам нищим». А что такое нищие? Что за люди? Все мы прекрасно знаем, когда ходим по городу и видим этих людей, роющихся в мусорных баках. Вот таким людям, тем которые сидят и просят, кричат, хватают за ноги.  Просто, пойду и раздам половину своего имения. А если я кого-то чем-то обидел, пусть они ко мне подойдут, и я отплачу им вчетверо, верну им ту лихву, которую я взял у них в виде налогов и отдам в четыре раза больше. То есть человек начинает действовать. Он не просто кается и жалеет о прошлом, а он совершает какие-то реальные поступки. Господь ему говорит: «Наступило спасение дому сему». То есть не только ты спасешься, но и твоя семья, жена и дети, все близкие, которые к тебе причастны. В то время на востоке членами семьи были даже рабы, которые служили в этом доме. Вот такая действительно великая перспектива открылась этому человеку, потому что он вдруг не то что уверовал, а стал жить по этой вере, и Господь открыл ему все.

И вот мы видим из этого небольшого отрывка о событии того, как действительно преображается человек, как он из грешника становится праведником, как из падшего возносится духом к Господу и меняется. Это видят люди и это становится достоянием всех нас. И Господь говорит: «Обратите внимание на этого человека, ведь он погибал, но вот он воскрес, он так - же сын Авраама. То есть дитя праведности и жизни по вере. Ведь он мучился и страдал, а теперь его ждут великие радости и блаженства – «днесь спасение дому сему». Воистину, великая радость тому человеку, который имеет веру. Но тот, кто живет по этой вере, тому во много раз Господь воздает по его делам.

Сегодня, готовясь к Великому посту, а уже следующее воскресенье –  неделя о мытаре и фарисее, вечером в субботу в храме будут петь покаянную песнь: «Покаяние двери отверзи мне Жизнодавче». А еще пройдет после этого три недели, и мы вступим в Великую Четыренадесятницу. Эта неделя очень важная, потому что, вы же знаете, что вера – это именно то, что отличает человека от всего тварного мира. Хотя, животные тоже испытывают отчасти переживания вечности. Например, птицы безотчетно славят Господа по утрам и на закате. Животные нуждаются в благодати, которая исходит от природы, вложенной Господом изначально. Все те твари, которых Господь создал, они зависят от нее, они стремятся к ней. Но только человек способен разумно верить. Он, по слову апостола Павла, должен знать Того, кому он верит. Вот сегодня на примере Закхея, который познал Бога не просто интуитивно, не просто эмоционально, или интеллектом своим, с помощью разума, нет, он Его познал непосредственно. Он пригласил Его в свой дом, он дал Ему свой кров, он ради Него накрыл стол. И вот в этот момент он получил благодать Святого Духа. Он был вызван из числа падших в число избранных. И к этому призван каждый из нас. Потому что, как я часто говорил, повторяя слова одного христианского проповедника, «христианин – это человек, окликнутый Богом в толпе». Толпа прошла, но он остался и ищет, озирается, смотрит, Кто же его позвал? И вот таким человеком был Закхей. От него мы должны учиться, к этому должны стремиться и не смотреть, что подумают о нас те, которые равнодушно бредут в толпе. Они забудут о нас и о нашем существовании через несколько минут, но наше стеснение, наш ложный стыд будут причиной того, что мы отстранились, каким-то образом забыли причину того оклика и лика Того, Кто нас позвал. А наша задача Его разглядеть, узнать, увидеть, сделать какие-то встречные шаги. И в этом христианство, в этом вся наша духовная жизнь. Пускай Господь нас наставит, вразумит, научит, и направит на этот, действительно тернистый, но благодатный путь, который называется спасением души. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

17 февраля 2013 года


Назад к списку