Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 07.04.2013г. Благовещение Пресвятой Богородицы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 07.04.2013г. Благовещение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Благовещение Пресвятой Богородицы – праздник таинственный и глубоко волнующий христианское сердце. Он уводит нас в сокровенный мир личной жизни Пресвятой Девы, которая, как мы знаем, была посвящена быть воплощением девственной любви человечества к Богу. Мы знаем, что Её юное сердце от рождения воспламенилось горячей любовью к Богу и всему святому и возвышенному, Она жила в храме и Ей служили ангелы. Она молилась и Её молитва как фимиам покрывала землю от  свирепых нападений лукавых духов.

«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Назарет к Деве, обрученной мужу по имени Иосиф, имя же Деве – Мариам»  - говорит нам сегодняшнее Евангелие. И сказано, также, что смутилась Дева от слов Ангельских. Потому что ангел – это вестник от Бога, это существо, которое приносит известие, которое ставит человека иногда в такое состояние, что он недоумевает, как ему поступить, верить ли, или может быть отвернуть это слово, слово посланника, говорящего, что он от Бога. Подобное, наверное, испытывала и Пресвятая Богородица, размышляя по поводу своего избранничества. А Она ведь была посвящена Богу еще своими родителями по обету, который они дали, когда получили ее уже на старости лет как плод долгих молитв и постов, претерпев за своё бесплодие даже поношения от людей. Когда она росла в Иерусалимском храме и видела Небесные силы, которые служили Ей; когда Она ткала завесу этого храма, она все размышляла, все читала, о том как придет время, и «семя жены сотрет главу змия», как было сказано в Библии, и как писал пророк Исайя: «Велие чудо, се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут ему имя Эммануил, еже сказаемо: с нами Бог». Все это Она знала, всему этому верила. Она жила в доме Иосифа Обручника и была, как бы мы сказали, семейным человеком, но эта семейственность Ее была связана не с тем прямым пониманием семьи, которое существует у нас, а просто, по тем законам, которых придерживались в Иудее, женщина не могла жить одинокой. Это было связано с тем, что в израильском обществе ждали прихода Мессии и понимали, что каждая женщина может стать Его матерью. Поэтому, считалось, что любая женщина должна иметь мужа, таков был Завет. Но, с другой стороны, Пресвятая Дева была посвящена безбрачию и жизни во Святая Святых. Поэтому по истечении определенного срока Ее могли просто обручить и Она находилась бы как на воспитании у того человека, который взял Ее к себе в дом. Таким человеком был 80-летний старец Иосиф, который уже имел взрослых детей, и являлся Ей родственником по плоти. Но, тем не менее, Она исполняла Закон формально для всех остальных людей, несмотря на то, что все знали, что она посвящена быть девственницей. И вот явился Ей Архангел Гавриил и сказал, что Она будет матерью Бога, Которого так долго ждали в этом обществе, читая  Священное Писание и зная, что «не изнеможет у Бога всяк глагол». И когда он Ей об этом сказал, то, конечно, первым чувством, первым Ее движением был страх. Ведь те люди, которые знали, что Она обречена на девство и не должна родить, они бы, конечно, стали бы Ее поносить. Они бы стали говорили о Ней  недостойные слова. Ей бы приписали то, чего Она не делала. И, поэтому Она говорит: «Я же мужа не знаю, как же я могу родить Сына?» Ангел Ей говорит: «Дух Святой найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя, потому и рождаемое – Сын Божий Святым наречется. Он будет великим перед людьми и займет престол Давида царя и будет царствовать, и царствию Его не будет конца». И если мы приложим это пророчество к земной жизни Иисуса Христа, ее внешней стороне, то мы поймем, что оно на самом деле, в прямом контексте произнесенного, и не сбылось. Никогда Христос не был царем, никогда никакого престола Он не занимал, и никогда не было такого земного царства, где бы Он царствовал, и не было бы этому царству конца. И вот, Она поняла, что это пророчество на самом деле нужно понимать духовно, и не с человеческой меркой подходить к премудрости Божией, а подходить из глубины своего верующего сердца. И тогда Она сказала те слова, которые должен каждый из нас всегда вспоминать: «Се Раба Господня, да будет мне по глаголу твоему». И Архангел Гавриил дал Ей лилию, это в Предании сказано. И вот тогда, этот райский цветок  стал свидетельством того, что Рай начинается на земле, что утроба Девичья становится вместилищем Бога. Бог вернулся на землю, Бог вернул землю на Небо, Бог воцарился как Царь среди людей и внутри утробы человеческого естества, в его сокровенной природе. И вот тут начинается Небесное Царствие, о котором сказал Архангел Гавриил.

Всякий раз, подходя к иконе Благовещения, мы  видим: Божья Матерь, с одной стороны в испуге, а с другой стороны, в великом смирении. С одной стороны Она хочет отстраниться от Ангела, с другой стороны, вся Ее фигура как чаша воспринимает возвещенную благодать, воспринимает его слово, которое становится Словом воплощенным, потому что Христос и есть Слово, есть тот Логос, который рождается в Деве. И, действительно, это Великая Тайна. Каждый из нас христиан причастен к этой тайне, потому что мы наследники тех заветов, которые Господь через Божью Матерь посылает нам. С другой стороны, потому что в лице Иоанна Богослова каждый из нас усыновлен Пресвятой Богородицей и мы все по благодати Ее дети, и поэтому должны стремиться к своей Матери, должны любить Ее, понимать Ее, жить Ее внутренними чувствами, переживаниями и той любовью бесконечной, которую Она имела и имеет до сих пор, потому что Она не умерла. В праздник Успения мы поем: «Радуйся Обрадованная во успении Твоем нас не оставляющая», то есть жива Она и до сих пор. Поэтому та Ее жизнь земная и, кстати, Ее крест, а сегодня Крестопоклонная неделя, крест Ее земной жизни, Ее прозябания в этой юдоли греха, тоже свидетельствует о той великой любви, которую Она имела и к Богу и к людям. С одной стороны, ведь Божия Матерь по природе такой же человек как каждый из нас. Иисус Христос имеет две природы: божественную и человеческую, а Пресвятая Богородица – человеческую, но эта человеческая природа очищена Духом Святым и выше природы Ангельской. И к этому, наверное, назначен каждый из нас.

Афонские монахи, которые стремятся к тому, чтобы соединиться с Богом посредством Его нетварной энергии, то есть Благодати Святого Духа, которая должна их очистить, очень почитают Божью Матерь, потому что Она прошла этот путь, потому что Она знает какая это радость, какое это счастье для человека быть причастницей этого Духа, для того чтобы родить Слово, каждый из нас должен родить это Слово, и Слово это – Бог. Действительно это смысл нашей жизни, то ради чего каждый из нас должен жить. И вот они украшают свою жизнь воспоминанием, житием, какими-то событиями, в их кельях имеется большое количество святых икон, изображающих Пресвятую Богородицу, держащую на руках Сына и Бога. А начало этому положено в праздник Благовещения Пресвятой Девы. Потому и поем мы сегодня: «Днесь спасения нашего главизна», то есть начало спасения человеческого рода, когда Матерь Божия согласилась (Она могла и отказаться!), и для Нее это решение было непростым. Но она подумала: «А кто же тогда будет вместо меня, ведь кто-то же должен быть!» И так должен говорить каждый христианин, если приходит время и Господь его избирает для какого-то дела. И если дело это благо, он должен сказать: «Господи, а кто же вместо меня!» Так же и пророки говорили. Вы помните, Моисей, который был косноязычным, и понимал, что он не мог исполнить эту миссию, но Господь все-таки его убедил, и он пошел и стал пророком. И Исайя, который тоже, вы помните, очень сомневался перед выходом на свое пророческое сложение, и знал то, что его, в конце концов, убьют. И его убили. Но он все равно пошел и сказал: «Вот Господи, если никого не найдешь, то вот меня бери». И пророк Илия, который тоже отчаивался и мучился, что так много нечестия среди его современников, но Господь его утешал и говорил: «Ты же живешь, ты есть! Ты будешь Мною здесь на земле». И Матерь Божья, и Она тоже. Но Она в высшей степени, потому что то, что Ей предназначено было в Ее жизни, не дай Бог никакой матери. Вы подумайте, расстаться со своим Сыном! Быть свидетельницей Его убийства. Стоять возле креста и все это созерцать, все эти муки! Молиться и молчать, и знать, что это необходимо не только для современников, не только для живших прежде, но и для нас, живущих теперь и не видевших этого воочию, но через Ее любовь к этому прикоснувшихся.

Наша книга, которую мы читаем каждый день, называется Евангелие. В переводе с греческого языка – Благая Весть. То есть это название сегодняшнего Праздника – Благовещение. И оно касается каждого из нас. Каждый из нас тогда начинает быть христианином, когда для него открывается Евангелие. Не важно, крещен он, или нет, но когда он открыл Евангелие и верой его постиг, его впитал, вот тогда уже – Новый Завет, Евангельский Завет начинает действовать и благодать проникает в природу человека. Будем же об этом молиться, помнить, просить Бога, Его Пресвятую Матерь чтобы и нас эта благодать хранила, чтобы и нас благая радостная весть о пришествии в мир Христа Спасителя вела по этой жизни и делала нас такими-же свидетелями, как она делала Матерь Божью, как она делала святых апостолов, всех святых, всех наших покровителей или помощников. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

07 апреля 2013 года


Назад к списку