Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 14.04.2013г. Об исцелении бесноватого отрока
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 14.04.2013г. Об исцелении бесноватого отрока

От Марка Святое благовествование, глава 9 (17-31).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня воскресенье святого преподобного Иоанна Лествичника, воскресенье Великого Поста, еще одна ступень в нашем восхождении к Пасхе Господней. И сегодня мы читали Священное Евангелие, пространный отрывок о том, как Господь совершил исцеление бесноватого отрока, болевшего  страшной болезнью с самого рождения, с самого детства. Это событие, которое описано в Евангелии от Марка и у других евангелистов, следует сразу после события величайшего и действительно страшного, открывающего нам тайну будущего века, -после Преображения Господня, когда Господь показал свою славу, когда апостолы, которые находились на горе, были восхищены тем видом Христа и своим внутренним состоянием. Они сказали: «Как хорошо нам здесь быть! Вот на этой горе сделать себе три шалаша и остаться». И  после такого великого откровения как Преображение, Христос и три апостола спускаются с горы вниз и видят, что остальные ученики, Его последователи, которые не присутствовали на горе и не видели этого чуда, с кем-то спорят. И Господь спрашивает их: «Что происходит? О чем вы спорите с книжниками?» Тогда один из  книжников подошел и говорит: «Вот, я попросил, чтобы Твои ученики совершили чудо исцеления. Мой сын с детства болеет. У него падучая болезнь. Его бес схватывает и тогда он валяется по земле, текут слюни, он кричит, ему страшно. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Я их просил, а они бессильны. Даже Твои ученики не могут совершить этого чуда». И Господь говорит горькие слова, которые, наверное, обращены к нам: «О роде неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду вас терпеть!»

Вот, действительно, кому это сказано? Конечно же, не больному мальчику, конечно же, не его родителям, это сказано именно тем, кто был бессилен в своей отзывчивости сердца, кто был не в состоянии своей сострадательностью, своей любовью, в конце концов, совершить это чудо, то есть, - к нам, Его последователям. А мы представляем собой такое же жалкое состояние, такое же жалкое существо, которое в духовной жизни совершенно бессильно. И Господь говорит тогда этому человеку, как-бы наводит его на мысль, что нужно на чем-то строить чудо. Оно строится как дом, как жизнь, как семья, для него должно быть какое-то основание. И вот, Он говорит: «Хорошо, я смогу совершить это чудо, если только ты будешь верить». И тогда отец отрока сказал очень важные слова, которые в восточном перефразе, дошедшем до нас, не совсем нам понятны. Некоторые спрашивают, что значит «помоги моему неверию»? Но на самом деле этот человек выразил следующую мысль: «Вот, у меня нет веры. Я как человек не в состоянии иметь той настоящей веры, которая в Евангельском понимании может двигать горами». Мы помним, в Нагорной проповеди было сказано, что если человек будет иметь веру с горчичное зерно, и скажет горе: «Двигнись в море!», то она пойдет. Скажет смоковнице: «Сойди с места!», и она сойдет. Вот что значит - настоящая вера. И вот этот человек понял, что такой веры у него нет. У него есть его неверие, его постоянное сомнение, колебание, шаткость сознания на его жизненном пути. И вот он говорит: «Господи, я верую, но это не вера, это – неверие. Сделай так, чтобы это неверие превратилось в веру!» Вот что значит эта фраза: « Помоги моему неверию». Вот о чем говорит нам сегодня Евангелие. И вот тогда Господь, видя это движение к вере, это доверие, на котором можно строить чудо, изгнал беса. И отрок стал здрав.
Не случайно этот отрывок из Евангелия вошел в цикл богослужений, потому что в нем говорится о том, чем мы сейчас заняты. Господь сказал, что род этот (дьявольский) изгоняется постом и молитвой. И если у нас действительно есть та настоящая молитва, и мы соблюдаем истинный  пост, то есть не просто, например, не едим мясо, а воздерживаемся и духовно, и телесно, но прежде духовно, конечно, то тогда мы сможем быть победителями демона.

Теперь надо немножко сказать об этой, неприглядной стороне нашей духовной жизни, хотя бы несколько слов. Святитель Василий Великий писал в одном из своих поучений, что дьявол – это обезьяна Господа Бога.  То есть дьявол сам не может ничего сделать. Он обязательно пародирует, он кривляется, он пытается построить какую-то параллельную структуру с той жизнью, которую дает нам Бог. И вот дьявол действительно этим постоянно. Самая главная его задача – погубить человеческую душу.

В свое время, когда Господь «вводил Первородного во Вселенную», Он открывал Деннице о том, что кроме него  - ближайшего к Богу ангела, есть еще Сын, и будут потом еще люди, и эти люди будут достигать такого совершенства, которого и вы – ангелы достичь не в состоянии. И вот эти знания послужили к тому, что ангел, еще не устоявшийся в добре, из белого и доброго стал темным и злым. И он стал завидовать. Он завидует Сыну, то есть Господу Нашему Иисусу Христу потому что сам рассчитывал занять Его место. Завидует людям, потому что Бог их также любит, как каждое творение свое, и дает им не только Свой образ и подобие, но дает им еще Свою природу. Это самые главные причины, по которым дьявол ненавидит нас и его преспешники нас преследуют, мучают, приводят к страданию. И самая главная идея дьявольского служения состоит в том, чтобы человек, в конце концов, сказал Богу: «Мне не нужна та жизнь, которую Ты мне дал». Это самое страшное, что может быть. Это страшно прежде всего для человека, потому что он отказывается от того великого дара, который дает ему Бог, от дара жизни. Задача дьявольских сил – привести человека к состоянию самоубийства. Поэтому то, что мы сегодня слышали из  Евангелия, это тоже какая-то часть тех мук, которые нечистый направляет против человека. И вот Господь дает нам средства и силы противостоять им: постом и молитвой, верой и любовью, состраданием и благодарностью. Вот, чем можно его изгнать. И конечно, самой страшной ложью в человеческом роде было то, чтобы убедить людей, что как таковых этих сущностей нет. Даже многие верующие в Бога люди говорят: «Да, на самом деле бесов не существует, это просто наши плохие поступки, мы становимся подобны злым духам». Нет, на самом деле не надо так упрощать. Мы видим, какие образы и примеры дает нам Священное Писание. Господь встречается лицом к лицу со злым духом, и Он унижает, уничижает, Он прогоняет его. Он, в конце концов, разрушает ад, это вместилище падших духов. Он делает выход из него открытым для всех праведников и закрытым для тех, кто не в состоянии подняться и восстать из своей вечной смерти. Вот как-бы эти пути Господни и пути дьявольские, которые пролегают через нас, через наше сердце. Наша задача избрать правильный путь, сознательно пойти по нему, противостать злу.

У святого преподобного Антония Великого, который, вы знаете, был первым монахом Нового Завета на нашей грешной земле, был ученик, которого звали Павел Препростый. Когда Павел решил стать христианином, он пришел к Антонию сказал: «Я покрестился, хочу быть монахом и жить в пустыне. А что вы здесь делаете?» Тогда Антоний предложил ему вместе с ним плести корзины и читать Псалтирь. Павел согласился. И когда он услышал первые слова первого псалма: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…», а Павел был уже в зрелом возрасте, то сказал: «Постой, мне надо подумать, это чтение применить к себе. Что значит «муж, который не идет на совет к нечестивым?» Пойду похожу поразмышляю, а ты пока дальше занимайся».  И он пошел. И все размышлял. Прошло двадцать лет. Через двадцать лет Антоний его встретил и спросил, почему он ушел и не вернулся? На что Павел ответил: «Я все хожу, и вот никак не могу достичь такого состояния, чтобы сказать Богу: да, я наконец тот блаженный муж, который не идет на совет нечестивых. Я эти слова еще себе не усвоил». Затем Антоний Великий и Павел Препростый  прожили какое-то время вместе. Антоний так говорил о своем ученике: «Бесов, которые надоедают мне, я побеждаю молитвой и постом, но князь бесовский, - мне с ним не под силу сразиться и я прошу Господа, чтобы Он  меня от него оградил. А вот Павел, он может победить этого духа, почему? Потому что у Павла есть смирение, которого у меня  нет». И вот действительно эти средства – пост и молитва, о которых мы говорим, это хорошо. Но вот то настоящее смирение христианское, истинное чувство, когда человек себя не почитает каким-то центром вселенной, когда все замыкается на нас, нашем эгоистическом чувстве, а смирение, настоящее смирение. Это такое чувство к Богу и к людям, когда мы видим, что все, что мы имеем, дано нам во временное пользование только на этот краткий период земной жизни, милостью Божией, милостью людей. Мы должны быть благодарны. Вот что такое настоящее смирение. И вот этим чувством можно победить князя бесовского. Так говорил святой Антоний Великий, так написано в Древнем Патерике. И пускай также будет написано и в нашем сердце. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

14 апреля 2013 года


Назад к списку