Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 21.04.2013г. Святой преподобной Марии Египетской
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 21.04.2013г. Святой преподобной Марии Египетской

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Это воскресенье посвящено памяти святой преподобной Марии Египетской. Этот образ покаяния для нас очень близкий, постоянно повторяемый в дни Великого Поста. В Великом покаянном каноне Андрея Критского, ей также посвящены молитвословия. Когда мы читаем ее житие, мы ловим себя на мысли, в какие глубины жизни другого человека мы попадаем и какие откровения являют нам, по милости Божией, святые угодники Божии. Мы также ощущаем, что очень часто подобные переживания, подобные ситуации, описанные в книге (в житии святого), мы можем найти и в своей жизни. И самое страшное, это то, что вывод, который сделал святой и который сделал ты сам, диаметрально противоположны. Это могут быть совсем другие выводы и совсем другие последствия. И та высота жизни, которая сопутствовала проживаемым будням, как бы мы сказали, этого святого совершенно не соответствует нашему бытию, нашей повседневности. И когда мы сталкиваемся с таким порывом любви святой Марии Египетской по отношению к Христу, то мы в своей душе такой любви, конечно, не находим.

В начале вся ее жизнь была погружена в грех. 17 лет она жила в блуде и даже тогда, когда она отправилась в Иерусалим. В нашей христианской традиции Иерусалим - Святой Град, то место, откуда началось наше спасение, все самое великое, что может быть в жизни христианина. И, наверное, каждый из нас готовится к такой встрече с Градом Господним, со святым Иерусалимом. А она плыла из Александрии в Иерусалим только для того, чтобы заработать денег, предаваясь блуду, и зашла на корабль и, как сказано, и там не отставала от этого своего постыдного занятия. И когда пришла в этой Святой Град, освященный стопами Господа Нашего Иисуса Христа, то и там она оскверняла его своей недостойной жизнью. Но потом произошло нечто, что заставило ее одуматься. Она пришла ко Гробу Господню, а пришла она туда потому, что все шли. Как это часто в нашей жизни такое бывает: идет толпа, и кто-то к ней пристроится, не отдавая себе отчета, зачем он туда идет, к чему это его будет обязывать. Может быть, этот поход повернет всю его жизнь вспять. И он может повернуть ее в лучшую сторону, если эта толпа едет к Богу. Но, бывает, толпа идет совсем в противоположном направлении. Вот так человек пристает к тому, что может его либо спасти, либо погубить. Она тоже пошла за толпой, и слава Богу, что это произошло, потому что далее она увидела, что все люди заходят в храм, а ее какая-то невидимая сила держит на расстоянии. И вот уже несколько попыток минуло, а она все никак не может войти. И тогда она увидела над дверью церкви икону Пресвятой Богородицы, и стала Ей молиться и просить: «Пресвятая Богородица, прости мои грехи, умоли Своего Сына, чтобы Он дал мне возможность поклониться Живоносному Гробу Господню!» И только после этой, действительно покаянной молитвы, пламенной, из глубины души вырвавшейся, Матерь Божья ее своими молитвами пустила в храм. И войдя в это святое место, поклонившись Гробу Господню, она уже вышла совсем другим человеком. Как она рассказывала старцу Зосиме: она пошла, и глаза ее как будто не видели того, что перед ней. Она причастилась Святых Христовых Таин, вышла из храма, и путь ее шел за Иордан. Кто-то, она даже не помнила кто, дал ей три монеты, на которые она купила три хлеба. Она не помнит, что было дальше, но знает, что пришла в такое понимание, что больше в мире она жить не может. И, действительно, если мы как-то прочувствуем всю эту ситуацию,  то мы поймем следующее: Мария Египетская поняла, что есть какая-то высшая сила, которая способна стереть все грехи человека. Главное, иметь любовь к Богу, главное, чтобы эта любовь была не просто каким-то мертвым подарком, который ждет своего часа к старости лет, а чтобы это была живая любовь, действенная, которая ищет, куда приложить свои силы, которая ищет какого-то воплощения, какого-то выражения в делах. И вот, такой любовью обладала она. И она понимала, что оставаясь в миру в том неисправленном своем состоянии, в отравленном своем виде, она просто не справилась бы с собой. Ей нужна была тишина пустыни, ей было необходимо прийти в себя. И вот эта ее жизнь в пустыни длилась, как говорит святой описатель ее жития, 48 лет. Вы подумайте, почти полвека прожить в пустынном месте, никого не видя! И вот, когда она предстала этому первому человеку, заставшему ее в пустыни, на ней даже не было одежды, потому что все истлело, она попросила плащ, чтобы прикрыть свою наготу.

Так вот, святая Мария Египетская поняла, что та главная сила, это и есть Господь: Господь всепрощающий, Господь ждущий, Господь милосердствующий. И в этом ее великий образ, и в этом ее утешение и нам укрепление, потому что если и есть какая-то надежда в этой грешной жизни, то это только Господь, только Его силой мы можем спастись. Только Его милосердием и снисхождением к нам мы можем восстать от того пепла, от того блуда, Не стоит думать, что блуд – это какое-то физиологическое состояние. Всякий человек, который неправильно живет, который испытывает неправильные мысли, он заблуждается. А неправильные мысли в чем могут быть? Да в чем угодно: он неправильно строит свои семейные отношения, он не умеет общаться со своими ближними, он не видит того падения греховного, в котором сейчас находится, то есть как святые отцы говорят: «находится в состоянии окамененного нечувствия». И это тоже заблуждение. И не случайно мы применяем вот это слово русское, в котором присутствует этот корень. Он заблуждается, он блуждает где-то, но не на путях Господних, а в окрестных местах. Но надо выйти на главный путь. Он, конечно, очень узкий, как сказано в Евангелии, он, конечно, очень сложный и у каждого, будь он в пустыни или в миру, свои препятствия. Но он необходим для того, чтобы приблизиться к Богу. И вот задача человека – найти этот путь, найти и держаться за него как за путеводную нить. Конечно, многие из нас грехолюбивы, многие из нас блуждают. Но если есть любовь к Богу и это понимание, то оно нас спасет, оно в какой-то ответственный момент совершит с нами то, что совершило с Марией Египетской. И мы поймем, что только силой Божией мы можем быть спасены.

Поздравляю всех с праздником, причастников, - с причастием Святых Христовых Таин, желаю, чтобы они послужили нам во исцеление души и тела. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

21 апреля 2013 года


Назад к списку