Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Слово в день памяти свт. Иоанна Златоуста 26.11.2013г.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Слово в день памяти свт. Иоанна Златоуста 26.11.2013г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Имя святителя Иоанна Златоуста, праздник которого мы сегодня светло празднуем, навечно, навсегда закреплено  на скрижалях и церковной памяти и всей сути христианской жизни, того, что мы называем христианским благочестием и того, что именуем устремленностью человеческого духа к Богу - к вышнему, к вечному.

Святитель Иоанн Златоуст жил давно, в какие-то древние-древние времена и, иногда нам кажется, что это для нас недосягаемо. Но, когда читаешь его творения, понимаешь, насколько они насущны, насколько они необходимы нам в нашей повседневной жизни, потому что касаются они самого существа человеческого бытия, того, чем жили люди и продолжают жить сейчас. А жили они заботами и житейскими, и заботами о вечности. Жили они укорененностью во грехе, жили прорывами к вечному бытию, к божественному началу. И вот в этих колебаниях, в этих волнах житейского моря увязала жизнь святителя. Она не тонула, а сияла как маяк тем, кто заблудился, кто искал выхода в различных тяжелых ситуациях, неразрешимых вопросах, трагедиях и крушениях своей человеческой жизни. И теперь, и в наше время, мы находим ответы на многие вопросы, читая страницы его творений, которых великое множество.

Святитель Иоанн Златоуст был замечательным проповедником, и поэтому  получил такое прозвание: Иоанн – «золотые уста». Одна простая женщина, долго слушала его, она что-то понимала, а что-то нет, но почувствовала близость райского блаженства, и в порыве восторга сказала: «Ты говоришь так, как будто бы я нахожусь не здесь на земле, а в небесах. Уста твои - золотые!» И это наименование осталось за ним до конца его жизни.

А вся его жизнь была посвящением Богу, начиная от обетов его матери - благочестивой Анфусы, заканчивая его блаженной кончиной со словами «слава Богу за все». Все это было бесконечным служением Богу – Начальнику жизни, Иисусу Христу, который был открыт ему еще в детстве молитвами и старанием благочестивой матери, посещением храмов Божиих, общением с духовенством. В детском возрасте были заложены эти добрые основы, это понимание сути человеческой жизни, ее духовных начал, ее постепенного возрастания от немощи к силе, от лености к деятельности, от греховных привязанностей к устремленности к Богу, к постижению божественной истины, которая и есть сам Христос.

Святитель Иоанн Златоуст известен нам как толкователь Священного Писания. И это очень важно, потому что каждый человек, прежде чем каким-то образом обратиться к Богу, стремится узнать, а что же из Себя представляет Господь, и что Он хочет, в конце концов, от человека. Если Он его Творец и Создатель, то в чем же тогда назначение человека? И это все сокрыто в недрах Священного Писания: Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет Христа предвидел, еще не открывал, но был как прообраз пришествия в мир Сына Божия. Новый же Завет во всей полноте раскрывает нам лик Божественного Создателя, каким Он явил Себя в образе Христа Спасителя. И вот, Иоанн Златоуст этот образ пытался приблизить к нам. Мы знаем толкование Иоанна Златоуста на всех четырех евангелистов. Мы знаем его толкование на послания святого апостола Павла, который также был великим проповедником и открывателем божественных тайн.

Читая творения Иоанна Златоуста, касающиеся Священного Писания, мы видим, насколько мудр был этот человек. Мы, читая Священное Писание, много не видим, наш внутренний взор как бы скользит по тексту и не делает никаких выводов. Но когда читаешь Златоуста, то видишь, что там, что ни слово, то - глубокая мысль. Его толкования - целые пласты духовной мудрости, сокрытые от нас, но открытые ему Духом Святым. И за это мы ему благодарны.

Святитель Иоанн Златоуст был еще одним из создателей нашего церковного богослужебного благочестия. Все что касается богослужебных текстов, которые сейчас совершаем мы, было написано во многом его трудами, его стараниями, его поэтическим гением, его духовной святыней и пониманием того, о чем он говорил. Потому что нет в Священном Писании ни одного слова, которое бы ни являлось неким символом, в котором заключена очень сильная божественная энергия, посылаемая нам. Мы должны воспринять это слово. В слове Господь открывает Себя. И вот Иоанн Златоуст, вслед за другим великим богословом – Василием Великим попытался и сделал этот замечательный подвиг - творение Божественной Литургии, совершаемой нами практически круглый год. Святитель Иоанн Златоуст написал столько молитв, что по словам другого святого Исаака Сирина, ими можно было устелить дорогу от Константинополя к месту его изгнания - восточную окраину Римской Империи, где он и почил. Вот сколько он написал.

Действительно, читая и утренние молитвы, и вечерние, мы сталкиваемся с молитвами, связанными с его именем. И особенно замечательная молитва на каждый час, предписываемая Иоанном Златоустом для чтения каждому христианину, чтобы он постоянно обращался к Богу: «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Господи, избави мя вечных мук. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя ….» и так далее. Вы знаете эту дивную молитву. Как, действительно глубоко в сердце проникают ее слова, и как он понимал жизнь, как он стремился  передать эти чувства своим близким.

О его благодеяниях сказано очень много. Когда он стал во главе Константинопольской церкви, ему по сану полагалось большое имение. Но он его решил раздать. И все те средства, которые пошли бы ему лично, он не просто раздал каждому встречному на улице, а он основал две больницы, в которых принимали самых нищих, самых убогих, самых нуждающихся. Он открыл места, в которых можно было напитать алчущих и жаждущих, он открыл странноприимный дом. И, конечно, свет, который привык видеть в епископе еще одного сановника и князя Церкви, человека мира сего, был оскорблен этим. Святитель Иоанн Златоуст не принимал гостей, потому что не было средств для этого, они все были отданы бедным. Он пытался быть монахом, но ему не позволило здоровье. Когда-то, в начале своего пути, он ушел из пустыни с совершенно разбитым состоянием телесных сил и не сог продолжать монашеские подвиги. С тех пор он постоянно страдал. И, конечно, никакие застолья не могли принести ему радость. Высший свет был обижен. И начали его оговаривать, писать на него доносы, выставлять его в лице императора, императрицы как изменника и человека, который надсмеивается над высшей властью. В конце концов, все эти клеветы достигли своего, и он был первый раз сослан. Затем, по требованию паствы, его возвратили. Но, в конце концов, собором епископов – противников Иоанна Златоуста по разным причинам, он был осужден и сослан в Армению. По пути туда в местечке Питиунт, нынешняя Пицунда он остановился и попросил воды. Ему явился святой мученик Василиск со словами: «Завтра мы вместе с тобой уже будем сообща», указывая ему, что пришел час кончины. Иоанн Златост понял это и сказал, что дальше он не пойдет. В ту же ночь он преставился ко Господу и был погребен там в местной церкви. Для него высекли из дерева гробницу, в которой и положили тело. Тридцать лет прибывал святитель Иоанн Златоуст в этом месте, до тех пор, пока его ученик и тоже архиепископ Константина града, святой Прокл Константипопольский, не убедил сына того царя, при котором пострадал Иоанн Златоуст, вернуть на родину святые мощи, от которых уже тогда совершались чудеса, и попросить прощение. Но, невозможно было взять мощи из раки. И тогда было написано от имени отца сыном письмо с просьбой о прощении. Когда письмо было положено в раку, мощи святителя можно было спокойно взять, перенести в другую, драгоценную серебреную раку, и привезти их по морю в город Константинополь, где с зажженными свечами весь народ встречал его на пристани. От радости люди даже бежали в воду, желая поскорее увидеть нетленные мощи. Его внесли в церковь Святой Софии, где служил святой Иоанн Златоуст, будучи архиепископом Константинопольским. Покаянную молитву прочел император. И в конце ее, как говорит священное предание, святитель Иоанн Златоуст произнес слово «Аминь», то есть – «воистину так». Он простил своих обидчиков, и его последние слова – венец его жизненного подвига, которые он произнес умирая: «Слава Богу за вся», оправдались в этом чуде.

Мы, живущие так далеко от него по времени, благодарим сегодня Господа, Пресвятую Богородицу, всех святых, и особенно святителя Иоанна Златоуста, за то, что этот Праздник сегодня для нас состоялся, что мы, придя в святой храм, почерпнули Благодать Божию, которая бы укрепляла нас в нашей борьбе с нашими грехами, с нашими страстями, чтобы мы в храме восходили от силы в силу, как того хотел великий святитель, как того желает Господь, дающий Благодать всем своим верным. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

26 ноября 2013 года


Назад к списку