Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 09.03.2014г. Неделя 1-я Великого поста -Торжества Православия
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 09.03.2014г. Неделя 1-я Великого поста -Торжества Православия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем день Торжества Православия. Этот день был установлен на VII Вселенском Соборе, когда победила точка зрения иконопочитателей, тех людей, которые считали что икона – изображение Иисуса Христа или Пресвятой Богородицы, святых, не являются чем-то чуждым по отношению к человеку, чем-то сотворенным. Потому что, действительно, с одной стороны мы обращаемся к тварной стороне этого изображения, но возводим наш ум и сердце к Тому, Кто изображен на них, к живому Богу, к живой Деве Марии, к тому святому, который близок нам, дорог и образ его подвига вдохновляет нас на подвиги духовные. Долго в Византийской Империи шли споры, достойно ли кланяться иконам, или не нужно это делать. Но вот, победила эта точка зрения. Почему? Потому что возобладало такое мнение, что невидимый Бог, Тот, которого нельзя было ни осязать, ни вместить, стал видимым: ходил среди людей, дал Себя осязать. Более того, Он принял человеческий образ, Он был одним из нас. Нетварное стало частью творения, стало близко нам, стало родным. А изображение на иконе является своего рода материальным подтверждением факта Боговоплощения. Христос не был кажущимся фантомом, Он жил среди людей, Он был действительно воплощенным Богом, реальным, материальным в том числе. Поэтому икона – это отображение догмата о Боговоплощении. Именно с этим связан день Торжества Православия. Через какое-то время люди вновь отклонились от иконопочитания, но память этого  дня сохранилась. Нужно сказать, что Православие, такое очевидное и могучее в наше время, не всегда было таковым в своих исторических пределах. Так, во времена святителяГригория Богослова (329-389 гг.) в Константинополе православных насчитывалось всего несколько сотен. Все остальные были христианами, но другими, по-другому исповедовали Бога.

Зачем человеку нужен правильный взгляд на Бога? Потому что от этого зависит его даже бытовой уклад, весь строй его жизни. Если человек исповедует еретические взгляды, то тогда даже повседневная его жизнь будет поражена, она не будет приближаться к тому идеалу, который Господь положил для человека. У каждого народа есть свои ценности, но есть и ценности общечеловеческие. И вот, христианство в лице Христа показывает эту ценность. Христос и есть та ценность, к которой должен стремиться всякий человек. И всякое искажение взглядов на Христа влечет искажение человеческих ценностей, которые должен в себе воспитывать, лелеять в своей душе каждый христианин. Он должен соответствовать своему названию. Не случайно в молитве святителя Василия Великого за Божественной Литургией во время пения Херувимской песни есть такие слова: «…Иже есть образ Твоея благости, печать равнообразная, в Себе показуя Тя, Отца, Слово живое…». Что значит равнообразная? Это оттиск от печати Отца. То есть такой же, только отображенный в зеркальном виде. Таким же должен быть и человек. Взирая на Бога быть равнообразной печатью Господа нашего Иисуса Христа. Если происходит какое-то искажение, если есть какая-то скверна, ересь (на церковном языке), то и печать будет искажена. Она будет неправильно передавать тот первоисточник, тот первообраз, к которому должен каждый из нас стремиться. Человек создан по образу и подобию Божию, и всякое искажение этого образа и подобия влечет за собой страшные вещи. Мы видим, как меняется мир, как много религий в этом мире, и как они иногда противоборствуют друг с другом. Иногда эта война из холодной переходит в настоящую кровопролитную. Но христианин не должен участвовать в этой брани и заливать землю реками крови. Христианин должен брать пример с Самого Господа нашего Иисуса Христа. В Священном Писании сказано, что «Он льна курящегося не угасит и трости надломленной не преломит». Это значит, что Он был самым кротким из всех, живущих на земле. Христианин должен исповедовать это же, в этом видеть победу Божью. То, что мы сейчас православные, за это мы должны благодарить именно Господа. Не своей силой мы ими стали, не мы сами пришли ко Христу в Святую Православную Церковь, а Он привел нас своей любовью, своей милостью, своим нескончаемым терпением. Ведь столько, сколько прощает Господь каждому из нас прегрешений, пожалуй, и мир бы не вместил. Поэтому в этот день, дорогие братья и сестры, мы благодарим Бога за Его великие милости, за то, что Он послал нам в Церкви Христовой Свою Истину. Правд на земле много, а истина одна. И это истина, не что-то материальное, это даже не что-то, что можно выразить в словах, в умозаключениях, а эта истина – Сам Христос. Не случайно великий писатель земли Русской Ф.М. Достоевский сказал: «Если б кто доказал мне, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели со истиной». И это должен каждый христианин записать на скрижалях своего сердца. Потому что иногда разум нас обманывает. Еще раз повторяю, много в этом мире разнообразных мнений. Вот есть атеизм, отвергающий бытие Бога, и есть люди, которые считают, что Бог существует. И выбор очевиден. Атеизм, который заявляет, что после смерти не существует никакого продолжения, и религия, которая говорит, что пройдут краткие дни земной жизни и откроется для тебя реальность более важная и осязаемая, нежели то, чем ты живешь сейчас. Кому поверит человек, стоящий на пути выбора? Верующий, неверующий, не важно. Конечно, поверит тому, кто скажет, что жизнь продолжается, что есть выход. Это все равно, что человек заблудился в лесу и встречает одного, который ему говорит, что выхода из леса нет, и ты будешь здесь до скончания своих дней. А потом, через какое-то время встречает другого, который говорит ему: «Выход есть. Вот видишь, там есть приметы, я тебе покажу, я тебя выведу». Кому поверит? Конечно тому, кто дает ему надежду, дает ему выход. Так и в этом выборе. А далее, человек попадает в такую ситуацию, где множество религий: и иудаизм, и ислам, и буддизм, и христианство в том числе, где каждый предлагает «свой товар», как бы мы сказали, каждый хвалит себя. Что должен сделать человек? Он должен об одном задуматься: «Как мне каждая из религий открывает правильный взгляд на меня же?» И если, все религии, какие бы мы не взяли, говорят, что каждый человек, любой человек есть сам по себе зерно, но зерно здравое. А то, что ему не дает развиваться в этом мире, так это все внешние обстоятельства: другие люди, какие-то неверные политические системы, или, может быть, неверие остального мира, неустройство общества … И только христианство говорит: «Человек болен, внутри себя, смертельно болен. Нужно сделать так, чтобы это зерно, пораженное грехом, выздоровело. И от самого человека в большей степени зависит, исцелится он или нет». Только христианство говорит: «Будь здрав», и говорит о том, что есть Врач, который может мне помочь, указывая на Господа нашего Иисуса Христа. Кому поверит человек, кто более очевиден в этой проповеди? Не тот, кто замазывает нам правильный взгляд на самих себя и говорит: «Борись вокруг со всеми прочими, ты сам по себе здрав». А тот, который говорит: «Обрати на себя большее внимание, чем на весь остальной мир, и тогда сделаешь правильные выводы». Только христианство дает нам правильные взгляды на самих себя. А далее еще больше, мы становимся перед выбором конфессий: есть католицизм, есть православие, есть лютеранство, есть множество различных ответвлений протестантизма и христианских сект, которым несть числа. Как быть в такой ситуации? Чтобы изучить все эти направления, нужно всю жизнь потратить. А человеку нужно сделать выбор быстро. И вот в этом смысле очень правильный и точный критерий – это жизнь святых. Нужно спросить: «Кто такие святые Православия?», и сравнить их со святыми, которые есть в других направлениях христианства. Как они стали святыми, благодаря чему и по какой причине Церковь их прославляет. Святые – это мерила того, что мы называем духовность – то есть единство человека и Бога. Чем они жили?  Мы имеем сонм таких великих угодников, которые действительно своим образом жизни показали, что значит святость. Не побоялись перед лицом смерти исповедовать Христа, не побоялись перед тем, действительно страшным, что мы называем предательством, стать на сторону Христа. И даже в самых отчаянных ситуациях, когда, казалось бы, им грозила неминуемая гибель, они предпочли оставаться верными. Это святые наши, на которых Православие и утверждается.

Вот вкратце я описал исторический путь Церкви. А мы должны помнить, что нам эта вера далась очень дорогой ценой. Поэтому мы должны ее хранить, должны оберегать, трепетно относиться, быть несогласными с любым искажением этой веры, особенно в наш лукавый век, когда со всех сторон подступает искушение. И Господь нас выведет и поможет, и даст нам спасительное познание. Потому что то, что мы называем святостью, за один день не приходит. Мы должны думать и стремиться, выбирать и понимать и отдавать свое сердце и свою душу Богу.

Поздравляю всех с Праздником, причастников – с причастием Святых Христовых Таин, желаю, чтобы они послужили нам во исцеление души и тела. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

09 марта 2014 года


Назад к списку