Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 14.12.2014г. Беседа Христа с богатым юношей
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 14.12.2014г. Беседа Христа с богатым юношей

От Луки Святое благовествование, глава 18 (18-27).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня евангельское чтение было посвящено беседе Христа и богатого законника, как сказано в Евангелии. Но не до конца был бы ясен для нас этот евангельский отрывок, если бы мы его читали в отрыве от контекста. Буквально за несколько строчек до этого апостолы, обращаясь к Христу спрашивают: «Вот, придет Царство Небесное, и кто же будет в нем первым?» А Господь им отвечает: «Я не призвал вас для того чтобы судить или назначать на какие-то должности». И, взяв на руки ребенка, говорит: «Если вы не умалитесь и не станете как дети, не будете в Царствии Небесном, ибо только для таких существует это Царство Небесное». А затем к Нему подходит этот молодой человек, о котором мы сегодня слышали, и спрашивает  о том, какая самая большая заповедь. Причем он называет Христа благим, то есть благословенным, благодатным, одаренным Святым Духом, человеком. Он говорит: «Какая большая заповедь?» А Христос отвечает: «Разве ты не знаешь? Соблюдай необходимые заповеди: не убей, не прелюбодействуй, чти отца и матерь твою, не пожелай чужого, и войдешь в Царство Небесное». А тот говорит: «Я все это соблюл, я все эти заповеди исполнил». И тогда Христос воззрел на него с любовью и сказал: «Тебе одного не хватает, пойди, раздай свое имение и следуй за мной, и будешь иметь награду на небесах». А потом Он увидел, что человек, этот услышав такой ответ, омрачился лицом и отошел в сторону, задумавшись. И сказал Христос: «Вот так же, как и ему, так и любому богатому человеку, будет очень трудно войти в Царство Небесное. Удобнее верблюду пролезть сквозь ворота «Игольные уши». В Иерусалиме существовало правило: если человек привез товар и не хочет платить пошлину, он может пронести его в город сквозь эти узкие ворота за один раз, или провести одно вьючное животное. Сколько может взять один человек? Не много. Но грузили обычно на верблюдов. И вот груженный верблюд с трудом просовывался сквозь узкое отверстие ворот. Кому-то удавалось, кому-то нет. Поэтому люди, услышавшие от Христа эту фразу, сразу поняли, о чем идет речь, о том, что надо что-то с себя сбросить, чтобы легче было войти в Царствие Небесное.

В тридцатую неделю по Пасхе это Евангелие иногда читается (если Пасха ранняя), а иногда и опускается. Но вот сегодня Церковь нам его предложила, сегодня Господь дал нам это почитать и поразмыслить о чем идет речь. Так вот, для чего я привел вам такой большой контекст? Человек, который спрашивал о том, как войти в Царство Небесное, уже услышал ответ. Он уже понял, что нужно быть как дети. И, тем не менее, он снова задает этот вопрос. Так каждый из нас тоже поступает. Почему? Потому что каждый из нас тоже хочет услышать ответ, который нам ближе, который удобней нам для исполнения, для приложения наших сил. Мы понимаем, что универсальных ответов на такие важные вопросы как спасение души не существует. И поэтому просим, чтобы Господь дал нам наш уникальный ответ. И вот, этот ответ прозвучал. Но человек не был готов его исполнить, и он отошел опечаленный. Мы не знаем дальнейшую судьбу этого юноши, как-то она ведь сложилась. Может быть, в конце концов, это слово Христово, как и каждое семя, дало свой всход, принесло свои плоды. А может быть, оно засохло, как мы знаем из замечательной притчи, может быть, оно упало на камень или в терние, Бог знает. Но он отошел опечаленным. Значит, все-таки, он задумался о том, что в нем нет еще тех сил, которые могут это семя согреть, которые могут сразу немедленно принести этот плод. Но нужно, чтобы прошло какое-то время…

Во-вторых, сегодняшнее чтение, конечно же, напоминает нам еще раз о том, насколько трудно нам исполнить заповеди, но эти заповеди Ветхого Завета, в общем-то, нам по силам. Каждый человек может исполнить эти заповеди. Мы видим, что люди спасались следованием вот этим заповедям, которые оставил Господь через Моисея и, таким образом, сохранил свою Ветхозаветную церковь. Но пришел Новый Завет, и он сказал нам о чем-то более глубоком. О том, что касается самих истоков нашей духовной жизни. Он говорит о благодати. Что это такое? Мы можем примерно перевести это слово, как благо, дающееся нам даром. Мы не трудились, Господь нам дал некое благо. В чем оно заключается? Оно заключается в том, что для нас открыты врата Рая. Он открыл для нас эти врата, для того, чтобы мы в них зашли. А когда мы можем зайти в эти врата? Ветхий Завет говорил о том, что можно войти, исполняя заповеди, исполняя закон. Но вот мы видим законника, который все исполнил, и, тем не менее, в Рай так и не попал, и отошел опечаленным. О чем же идет речь? Вот когда-то в Древней Руси об этом тоже размышляли, и один из представителей еще времен князя Владимира,  митрополит Илларион об этом написал целый богословский трактат. Он назвал его «Слово о законе и  благодати». «Да, заповеди нужны», - говорит он, - «они нас готовят послушанию Богу, исполнению Его Святой Воли, но сами по себе заповеди ничто. Они могут человека убить, могут уничтожить его. Они могут принести даже вред». Как они могут принести вред? Ну, например, поймали человека и оклеветали его, и как будто бы, вина его доказана с точки зрения человека. Но он на самом деле перед Богом не виновен. Но никто не может доказать, что он невиновен, и все улики против него. И вот, собрали суд и осудили его на смерть. И, в конце концов, убили его. Это праведная смерть? Нет. Люди, которые это допустили, совершили грех. Как же быть? И вот он говорит: «Должен быть некто, в человеческом роде, или в духовной жизни, который выносит свой отдельный приговор. Тот к которому можно обратиться и сказать: «Помилуй меня, дай мне возможность оправдаться, дай мне доказать свою невиновность». Какая-то инстанция в нашей жизни должна быть, которая дает возможность человеку оправдаться, которая относится не с точки зрения юридических законов, а с точки зрения человеческой любви. И это называется благодатью. Поэтому, пришел Христос и сказал: «Если кто хочет по Мне идти, тот соблюдет заповеди Мои, тот возьмет крест свой и последует за Мной». «Если кто хочет», а не – «все идите», немедленно и беспрекословно. Вот эту вот свободу дает человеку благодать.

Евангелие не говорит о том, что этот человек погиб уже окончательно, оно говорит, что он отошел опечаленным. Наверное, что-то потом произошло. Об этом мы не знаем. Но, тем не менее, мы надеемся, и узнаем себя одновременно, потому что всякий раз, когда мы нарушаем заповеди, мы, таким образом, попадаем под осуждение. И, наверное, иногда, даже под осуждение смерти. Но Бог дает нам жить дальше. Он дает нам возможность эту жизнь исправить. Он посылает свою, как мы говорим, благодать, то есть благо, дающееся нам даром. А что же делать нам? И вот ответ в том предыдущем евангельском отрывке, о котором мы с вами сегодня не читали, но знаем, что оно предшествовало тому, что произошло. Итак, там сказано: «Будьте как дети». Не в том смысле, что надо быть неразумными такими, бестолковыми детьми, которые снуют под ногами у взрослых и только мешают. А в том, что нужно быть открытым, и если точнее даже сказать, - беззащитным перед добром и перед злом. Нужно быть просто как та земля, в которую сеется семя. Нужно быть действительно теми бесхитростными существами, которые еще не научились обманывать, не научились хитрить, не научились кривить душей, выкручиваться, лицемерить. И вот тогда Господь сподобит нас этого Царства, откроет возможности для того, чтобы мы увидели его еще здесь, при этой жизни, чтобы мы его дары получали сейчас, а не потом, когда-то после наступившей нашей смерти. Вот, о чем сегодняшнее чтение. И этим оно очень близко к нам.

Я думаю, что каждый из нас имеет какие-то такие богатства, если даже они не выражаются в денежном или материальном отношении, которыми мы бы не могли поступиться перед Богом. Ну, например, наши знания. Казалось бы, вот, я знаю это, и то, и другое. «И что вы мне рассказываете про своего Бога, если наука уже доказала, что там все не так однозначно». Вот вам, пожалуйста, человек не может этим поступиться. А Христос сказал: «Будьте как дети». Или, например, наши привязанности: «Ну вот, чего мне сейчас идти в церковь, если мне нужно нянчить своих деток?» А почему бы этих деток не взять с собой в церковь? Ну, это слишком сложно. Вот, тоже то богатство, которым не может человек поступиться. А Христос сказал: «Будьте как дети». Будьте доверчивыми, будьте такими же, как те дети, о которых мы все прекрасно знаем, когда мама говорит: «не трогай, горячее, обожжешься!», и ребенок, если он доверчивый и свято верит своей матери, не полезет проверять. А если проверит, то поймет, что она была права, и в другой раз уже будет знать. Вот все эти практические примеры из жизни. Они нам говорят о том, насколько мы еще не дети, а должны ими быть.

Поздравляют всех с праздником, причастников, с причастием Святых Христовых Таин. Желаю, чтобы они послужили нам во исцеление души и тела. Аминь.

Воскресенье 14 декабря 2014г.

Протоиерей Владислав Шмидт


Назад к списку