Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 18.01.2015г. Проповедь перед Богоявлением
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 18.01.2015г. Проповедь перед Богоявлением

От Луки Святое благовествование, глава 3 (1-18).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Воскресный день перед праздником Богоявления готовит нас к большому событию. Мы говорим о том, что Христос пришел на Иордан, чтобы освятить воды, и это событие описано евангелистами, как решающее в Его служении на земле, в Его миссии послужить людям. Он пришел к своему народу, чтобы возвестить людям начало спасения, возвестить о том, что Бог стал человеком, что Он пришел для того, чтобы спасти человеческий род.

В чем смысл этого праздника? Почему мы говорим о Богоявлении, почему это событие с таким радостным и нескончаемо праздничным отзвуком отдается постоянно в сердцах верующих? Потому что именно в этот день Господь закончил годы своего детства. В Иудее достигая тридцати лет, обычно человек становился совершеннолетним. До тридцати лет его, пожалуй, и не воспринимали всерьез, а слова, которые он говорил, расценивались как детский лепет. Но в тридцать лет это был уже состоявшийся человек. И вот, зная об этом, Господь исполнил все то, что было необходимо для человеческой судьбы, парня рожденного в то время и в том обществе. И Он пришел на Иордан.

Есть замечательная картина русского художника Александра Иванова и называется она «Явление Христа народу». На ней изображен Иоанн Креститель, а завтра, перед нами вырастет фигура самого Христа, вошедшего в Иорданские воды.  Картина о которой я говорю иллюстрирует сегодняшний день, когда мы видим только Иоанна, и о нем сегодня мы читали в Евангелии. О Христе только чуть-чуть, немного. И вот на этой картине изображен Иоанн, который крестит пришедших к нему людей. Там разные люди, и богатые, и бедные, там воины стоят, где-то стоят сборщики подати, нищие, больные, убогие силуэты страдальцев. Фигура Иоанна Крестителя мощная, затмевающая собою треть полотна, а под его руками - люди. Мы сегодня слышали эти диалоги, которые там звучали. Подходили грешники и говорили: «Как нам поступать в нашей жизни?» Иоанн их крестил и говорил: «Идите и больше не совершайте тех грехов». Приходили мытари, и он им тоже говорил: «Не берите лихвы с людей». Приходили солдаты, и он их учил: «Не убивайте понапрасну, не делайте греха, исполняйте свой воинский долг, но не делайте насилия над прочими людьми». И все уходили радостными, счастливыми, обновленными. Он совершал над ними омовение в воде, и это было видимым знаком того, что душа человека преобразилась. Но он же им и сказал: «То, что я вас крещу, это не значит, что что-то в вас изменилось. На какой-то миг, на какую-то долю секунды вы почувствовали близость Божией благодати, но это не она сама, она придет лице Посланника Божия, Сына Божия, Агнца, который возьмет на себя грехи мира». И вот, на этой замечательной картине, Христос изображен маленьким, мы видим Его еще на горизонте идущим к Иордану,. А Иоанн показывает на Него своим перстом и говорит: «Вот Он. Ждите, не я, а Он спасет вас». И вот завтра мы во всей полноте своей почувствуем радость этого Праздника, когда Господь войдет в воды. Святые отцы толкуют этот момент очень интересным образом. Они говорят о том, что вот эти все грешники, которых мы видим: и солдаты, и мытари, и крестьяне, и люди из города, ремесленники и  разного рода люди, входили в эти воды, омывались, и в этих водах покоились их грехи, а если возьмем в общем, - грехи всех людей. И они действительно смывали с себя этот грех. Но вот, пришел безгрешный Христос, вошел в эти воды, и взял на себя, в аллегорическом смысле, конечно, все эти грехи. И, таким образом, на Иордане произошло то, что потом завершилось на Голгофе. Мы верим в это, мы благодарны Господу за эту Его святую миссию, мы надеемся, что то, что произошло когда-то много веков назад на реке Иордан, относится отчасти и к нашей судьбе, к нашей жизни, потому что мы такие же грешники. Не думайте, что мы другие люди, а такие же, которым нужно было очищение, нужно было покаяние, омовение от грехов. Мы взыскуем чистоты души. Мы тоже в эти дни стремимся на водоемы, для того, чтобы омыться. Но это не значит, что само по себе это человека спасает. Человека спасает сердечное покаяние, его внутреннее обновление, не водное. Как сказал Иоанн Предтеча: «Я крещу вас временным покаянием, а вечное, постоянное, дает только Христос, который – Царь мира, который – Царь нашей души, который должен воцариться внутри человека и изнутри обновить его. Вот об этом сегодняшний праздник, об этом сегодняшние наши думы в преддверии того, что совершится завтра.

Следует сказать еще несколько слов по поводу того, почему мы освящаем воды два раза. Часто люди подходят, особенно, что интересно, те, которые недавно стали христианами и стали ходить в Православную Церковь, подходят к нам, священникам, и спрашивают: «Ведь праздник Крещения один, а почему воду освящаем дважды?» Это произошло не очень давно и только в нашей стране. Вы знаете, что у нас были страшные гонения на Церковь, начиная с 1917-го года и, примерно, до 1988-го, когда праздновали 1000-летие Крещения Руси. До этих пор, до 1917 года, воду освящали только один раз в праздник Крещения. Но, вы знаете, что закрыли храмы, их было очень мало, и оставшиеся верующие люди стремились освятить воду. И для них специально, после Великой Отечественной войны решением патриарха было разрешено освящать воду дважды: и в Сочельник, и в день Крещения. С тех пор это и сохраняется. Может быть, уже в этом и нужды великой нет, храмов много, и могли бы мы охватить всех желающих почерпнуть воду спасения. Но еще народ не созрел, а может привык Может быть, это будет в свое время, но пока эта вынужденная традиция сохраняется. Мы освящаем воду дважды, но по значению Великая Агиасма полученная нами в Крещенский Сочельник и в день Богоявления одинаково равна.  Я помню, что мне рассказывала моя бабушка, которая еще до Великой Отечественной войны ходила в церковь. Она говорила: «Батюшек вообще не было, а нам нужно было на Крещение освятить воду. Шла война, лекарств, чтобы лечить детей, не было. Но мы знали, что крещенская вода, выше всех лекарств». И вот, они приходили к церкви, которая была изуродована и закрыта, туда их не пускали. И если бы они вдруг сломали замок и вошли внутрь, то их бы арестовали и сослали в Сибирь. И вот, они собрались все, только женщины, потому что мужчин бы сразу схватили. И  какие молитвы они знали - они пели и читали, а после этого сами освящали воду, опуская в нее большой святой крест, который остался от какого-то священника, и несли домой. И лечили этой водой от всех болезней. Дети не болели. Вот эти рассказы я очень хорошо помню. Поэтому Церковь наша – многострадальная, она прошла через огонь и воду и выжила, в конце концов. И вот то, что от нее осталось, слава Богу, оно выросло как закваска, и мы должны благодарить Бога, что это произошло. Слава Богу за Его подвиг по спасению рода человеческого, слава Ему, пришедшему на Иордан, для того, чтобы освятить эти воды, чтобы мы напоились чистой водой учения церковного, чтобы мы воскресли к Вечной жизни. Аминь.

 

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 18.01.2015г.


Назад к списку