Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Проповедь на Богоявление - 19.01.2015г.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Проповедь на Богоявление - 19.01.2015г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшний праздник Крещения Господня еще носит название Богоявления, потому что в этот день Бог - Святая Троица - впервые открыл Себя людям, собравшимся на Иордане. И можно сказать, что с этого дня началась проповедь Нового Завета. Ветхий Завет не знал, что Бог – Троица, для него это было тайной. Он считал, что Бог находится где-то очень далеко, что Он посылает свои приказы, свои заповеди, и строго спрашивает с тех, кто эти заповеди не соблюдает. В Законе Моисеевом было так и прописано: «Кто будет соблюдать заповеди, тот получит награду. А кто не будет, того постигнет смерть». И вот такое представление о Боге, как о безусловном Владыке, как о монархе, который подобно деспоту правит своим народом, бытовало в то время. Но когда пришел Христос, Он открыл совсем другие отношения между Богом и человеком. Он показал, что кроме Бога-Отца, о котором знал Ветхий Завет, есть Сын, Который станет человеком и облечется в человеческую природу. Он показал и Духа Святого, Который постоянно действует в роде человеческом, Который постоянно, как птица крыльями, согревает и сохраняет людей и землю, на которой они живут. И все то сущее на земле, сохраняет, бережет, для того, чтобы согреть человеческие сердца, для того, чтобы укрепить человека в Благодати Святого Духа. На Иордане, когда Господь пришел к Иоанну Пророку и Предтече, тот Ему сказал: «Я ли должен крестить Тебя? Ты больше меня. Я не достоин развязать даже ремни твоих сандалий, а Ты требуешь, чтобы я возложил на тебя свои руки». И Господь ему сказал очень важные слова, Он сказал: «Мы должны исполнить всякую правду». В чем эта правда заключалась? И вот, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Правда, о которой говорил Христос, - это самое главное слово в сегодняшнем праздновании. Потому, что смысл этих слов заключается в том, что Господь пришел не для того, чтоб Ему служили, а для того, чтобы послужить, и это правда, открывшаяся в Новом Завете». Господь не требует от нас служения. Если мы хотим быть людьми, то есть оправдать свое название и свое назначение данное нам  Богом, то мы должны слушаться заповедей, мы должны идти вслед за Господом. Если не хотим, то мы будем жить, как нам угодно, и скатимся до состояния животного мира. Вот, та правда, о которой сегодня утверждает Христос, уговаривая Иоанна Предтечу, чтобы тот возложил не Него свои руки. И что мы видим? Разверзлись Небеса и раздался глас Отца: «Се есть Сын Мой возлюбленный», и Дух в виде голубя слетел в воду. Таким видимым образом Бог показал, что Дух Святой действует в этом мире, что Он, Отец и Сын едины в одном Божественном Своем Существе.

Еще сегодняшний праздник носит название Просвещения. В богослужебных книгах, в уставах наших, которые мы используем во время Богослужения, мы читаем: «Праздник Просвещения». Что это значит? Это значит, что в этот день для нас открылась очень важная истина. Люди не знали о Троице, и вот они о Ней узнали. Но мы и до сих пор не знаем существа этого явления. Потому что Богу угодно, чтобы мы не все знали о тех Божественных Тайнах, которые лежат в основании мира. А ведь задумайтесь, всякое явление, предмет, факт этой жизни если досконально нами изучен, то мы теряем к нему интерес. Но Богу угодно чтобы мы все время Его искали, чтоб мы к Нему стремились. И поэтому Святая Троица покрыта целомудренной тайной. Мы можем благоговеть перед этой тайной, мы можем называть ее различными высшими эпитетами, например, Троица – это любовь, потому что три лица Божии находятся в таком состоянии друг перед другом, что в Них невероятное согласие. Люди такого согласия достигнуть уже не могут. А вот Бог нам показывает пример, и мы к этому стремимся. Святая Троица это еще и символ жертвы. Этот символ, эту жертву очень ярко изобразил в своем иконописном творчестве преподобный Андрей Рублев. В нашем храме в алтарной части на восточной стене есть это изображение. Вот там мы видим, что три Ангела собрались за трапезой и перед ними не просто какая-то посуда, здесь стоит жертвенная чаша, это изображение предвечного совета, когда перед тем, как творить мир, три Лица Божии собрались и стали совещаться: «Вот, Мы сотворим мир, но мир отпадет от нас»,- (Бог знает все),- «и для того, чтобы воссоединить этот мир вновь с Богом, придется Сыну Божию стать человеком, но это очень болезненно, для Бога это невероятное унижение, согласится ли Сын?» И вот, мы видим, как Сын, наклоном Своей головы дает Свое согласие. И все Лица Святой Троицы склонились над этой чашей. Если мы заглянем туда, там находится изображение головы жертвенной телицы, того животного, которое приносили в жертву после, в иерусалимском храме. То есть это символ жертвы, но какой? Толкователи этой иконы говорят, что если провести линию по плечам ангелов, опустить ее к трапезе, потом поднять снова до плеч и сомкнуть над головой центрального Ангела, то мы тоже увидим чашу. То есть Святая Троица это тоже есть жертва, в какой-то степени жертва для нас. Если мы проникнем в эту тайну, то поймем, что Бог живет и пребывает в вечности для того, чтобы в этой же вечности с Богом жил человек. И человек должен жить для того, чтобы жил Бог. И в этом величайшая идея любви, которая объединяет этот мир. А праздник этот называется Просвещением. Вот сегодня мы узнали, вы от меня, а я в течение своей жизни, узнали эту Великую Тайну. Будем же ее хранить в своем сердце, просвещать других и нести тепло, радость в мир, любовь друг к другу и ко всем в этом мире.

Поздравляю всех с Праздником, причастников с причастием Святых Христовых Таин, желаю, чтобы они послужили нам во исцеление души и тела. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

19 января 2015г.


Назад к списку