Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 17.05.2015г. Евангелие об исцелении слепорожденного
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 17.05.2015г. Евангелие об исцелении слепорожденного

От Иоанна Святое благовествование, глава 9 (1-38).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня неделя об исцелении слепорожденного и мы вновь читаем и комментируем  толкование на Евангелие от Иоанна святителя Иоанна Златоуста. Этот евангельский отрывок он преподносит нам как антитезу. С одной стороны он говорит о том, что люди очень часто задаются вопросом, почему с ними происходят несчастья. Это очень насущный вопрос. Когда с нами случается какая-то беда, мы говорим: «За что нам это?» Святитель Иоанн осуждает этот вопрос, он говорит: «Нельзя, обращаясь к Господу говорить так, потому что мы, таким образом, оскорбляем величие Божие. Мы говорим Богу, что мы заслуживаем чего-то лучшего. Это греховное восклицание и мы должны изъять его из своей жизни». Почему он об этом говорит? Потому что, вы помните, что когда Господь и ученики Его увидели слепорожденного, сидящего и просящего милостыню, они и люди, которые были вокруг, задали очень важный вопрос: «Кто согрешил, он или его родители?» То есть, нужно найти кого-то виновного в том, что зло воцарилось на земле. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос очень мудро ответил: «Ни родители не согрешили, ни он сам, а должна явиться на этом человеке слава Божия». Но тут еще более страшный вопрос, говорит святитель Иоанн Златоуст,  серьезнейший вопрос: «Неужели слава Божия должна явиться в человеке, который много десятилетий сидел и не видел света Божия, пока с ним случайно не произошло чудо, и он не встретил Христа, и не прозрел. Неужели в этом слава Божия, чтобы он мучился, чтобы он не видел прекрасного мира, который нас окружает, чтобы он страдал так долго. В этом разве слава Божия?» Не может такого быть, чтобы Господь назначил человека изначально от рождения на такое страшное существование. И вот святитель Иоанн Златоуст пишет: «Мы не понимаем смысла человеческой жизни, мы не можем понять, что зрение, это не что иное, как дар Божий, а мы воспринимаем его как должное, мы считаем, что так и должно быть. Вот все люди рождаются зрячими, значит и я должен быть зрячим. На самом деле, все, что мы получаем от Бога, это дар. Пища ли, глоток воздуха или глоток воды, или встреча, которую Он нам назначает по нашей жизни, или то, что мы называем нашей судьбой, это все дар Божий. Могло бы быть намного хуже и, самое главное, мы заслужили по нашим поступкам намного хуже. Не потому что согрешили мы или согрешили наши родители, а потому что зло изначально вошло в мир еще при первых днях творения, когда Господь сотворил все добро зело, после этого дьявол позавидовал этому добру, и возникло то, что мы называем злом. Часть ангелов отпала от Бога, и стала противниками. Зло умножилось. А после того, как произошло грехопадение, это зло вошло в природу человека». «Потому», - пишет святитель, - «это зло живет. Не эти люди. И отчасти, конечно, виноват Адам, но это его личный грех, которым он впустил в природу человека разрушение и вот это разрушение живет». «Но, в чем же тогда слава Божия?» - спросим мы. И отвечает святитель Иоанн Златоуст: «В том, что тогда была суббота. А что такое суббота?», - пишет он. «А суббота - это день человеческий. Это тот день, когда Господь сотворил все и отдал на попечение человеку мир, и сказал: «Делай с ним, что хочешь, но будь Моим присутствием в этом мире». И вот, человек не сохранил этого своего призвания, он поддался злу и впустил разрушение. И вот этот слепой есть воплощение того зла, которое сам человек сотворил. И для того, чтобы вернулась слава Божия надо вернуть этот день Богу. Нужно день человеческий сделать днем Божьим. А для того, чтобы это сделать, нужно получить исцеление. А исцеление дает только Господь. И вот тогда соединяется смысл сегодняшних слов Христа, что именно явилась слава Божия тогда, когда Бог пришел и явил Себя миру». И не случайно последние строки вот этого очень пространного диалога, которому вы сегодня были свидетели, заключаются в следующем:

- Веришь ли ты в Сына Божия, - спрашивает Христос.

- А кто Он?

- Я, с тобой говорю.

- Верую, - и поклонился Христу этот человек.

Мы видим, что завершилась то, то что мы называем, войти в славу Божию. Человек прозрел, получил исцеление, получил единение с Богом и поклонился Ему. И в этом как раз и смысл всей человеческой жизни. Поэтому не будем вдаваться в подробности, за что нам это. Мы не знаем. Мы должны принимать скорби так же, как мы принимаем радости, мы должны любить Бога и тогда, когда нам хорошо, и тем более, мы должны любить Его и прибегать к Нему, когда терпим бедствия, когда нам плохо. И в этом смысл нашей жизни, - прославлять Бога в душах и телесах наших. И не случайно, уже вне этого толкования, святитель Иоанн Златоуст последними словами своей прекрасной и скорбной жизни назначил следующие: «Слава Богу за вся». Так же давайте делать и мы, и тогда на нас и в нас явится слава Божия. Аминь.

 

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 17 мая 2015г.


Назад к списку