Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 14.01.2015г. День всех святых, в Земле Русской просиявших
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 14.01.2015г. День всех святых, в Земле Русской просиявших

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем День всех святых в земле Русской просиявших.

Он был установлен на Поместном соборе Русской Православной церкви в 1917 году, в том году, когда пала государственность в России, Божий помазанник, царь, был отстранен от престола. Государство было на грани гибели, потому что внешние враги и внутренняя революция раздирали его на части. И в это время в Москве заседал Поместный собор церкви, который должен был избрать ее предстоятеля после почти более чем двухсотлетнего опустения патриаршего престола. На этот престол должен был быть избран патриарх, которым в скорости стал святой Тихон, патриарх Московский и Всея Руси. И вот на этом соборе его члены, заседатели, решили установить память небесных покровителей, катившейся в бездну страны и был учрежден Собор Русских святых в следующее воскресенье после празднования дня Всех святых.  Таким образом, этот день был освящен и Русская Православная церковь продолжает его свято соблюдать. Мы веруем, что свою лепту, может быть не такую весомую, как другие народы, Русская земля вложила в общую сокровищницу Православной веры. Одними из последних, мы приняли Святое крещение. Мы долго находились во тьме язычества, но лучшие представители русского народа понимали, что долго этим жить нельзя, что языческая вера губит все лучшее в человеке, и нужно было найти этот прорыв к высшему смыслу бытия. Почему то много внимания в аспекте Крещения Руси придается политическим мотивам этого события и практически не упоминается его духовная составляющая. Но каждый живущий и мыслящий человек понимает, что в нашем сознании всегда присутствует мысль о том, что этим миром наше бытие не исчерпывается. Что всегда есть нечто, что дает нам почувствовать запрос высшего стремления. Это то, о чем один поэт сказал: « я христианства пью холодный, горный воздух…». И вот, вначале святая княгиня Ольга, а потом и ее внук, святой князь Владимир, приняли эту спасительную веру, дали единение Святой Руси. Потому что, если ранее, до принятия христианства, Русскую землю населяли различные племена: поляне, кривичи, уличи, древляне и т.д., то только после того, как они стали христианами, они ощутили себя единым народом, и двинулись по пути всех европейских христианских народов. Возникла богатая, многогранная культура, освященная именем Христовым. Была принята письменность, которая дала толчок великому множеству литературных произведений. Мы можем, покопавшись в истории, сразу же вспомнить «Слово о законе и благодати» одного из первых русских митрополитов, еще века Ярослава Мудрого, Иллариона Киевского, который в этом слове назвал нас «работниками единонадесятого часа»  и показал глубинную мощь Нового Завета.  Превосходство христианской веры над всеми древними вероучениями, в том числе и над Ветхим Заветом. Превосходство это состоит в том, что христианин имеет возможность победить закон. Закон ведь действует вне отношения к тому, каким предстоит пред ним человек. Может быть, в этот момент он переменил все свои внутренние убеждения, может быть, он уже готов встать на путь святости. Но закон об этом не ведает и не знает, он рубит так, как это ему предписано. А благодать способна выслушать душу человека, способна ее понять и простить. И вот это слово «простить» было положено в основу русской святости.

Если мы задумаемся над тем, что же внесло в сокровищницу Православия понимание христианства именно на Руси, то мы можем сказать от трех вещах. Первое это то, что именно на Святой Руси возникла идея подвига Христа, как великого терпения. Христос действительно первый, и самый главный Страстотерпец, который понес наши грехи. Ведь Бог Сын стал человеком для того, чтобы спасти нас от греха, но что Ему это стоило, не каждый об этом задумается. Потому, что природа Бога не такая, как природа человека. И для того, чтобы вочеловечиться, Богу нужно было унизиться. И вот русские люди это поняли. Для того, чтобы вырасти в божественный рост, нужно унизиться также, как унизился Христос, и нужно при этом проявить величайшее терпение. Нужно быть таким же страстотерпцем, каким был Христос. И если мы увидим в одно мгновение всю страшную русскую историю, мы поймем, что так и было. И, в конце концов, умирая вместе с Христом, претерпевая  муки, Русь всегда воскресала вслед за Ним, во имя Его и вместе с Ним. И это очень важная черта в нашей русской святости.

Вторая – это величие русского уничижения. Мы понимаем, что никакой народ, даже отдельно взятый человек, не захочет подражать тому, над кем издеваются, кого поносят, над кем произносят страшные слова, бьют, уродуют, лишают жизни. Все хотят героев, все хотят тех победителей, которые покоряют огнем и мечом вселенную. Но русский человек их отринул, в отличие от многих других народов Востока и Кавказа, которые потом приняли ислам, потому что в Коране сказано, что Аллах покровительствует победителю. А русский человек понял, и глубинно понял, что в этом уничижении Христа таится будущая слава, слава Его Воскресения, которую не многие разглядели, только избранные, и в числе этих избранных были  русские люди. Это тоже очень важно нам осознать и понять. В домонгольский период, вспомните, какие главные соборы строили на Руси? Во имя святой Софии – премудрости Божией. В каждом городе, центральном городе, сооружали именно эти соборы, наверное, не просто подражая Царьграду-Константинополю, откуда к нам пришла вера, но и указывая на разумность и взвешенность нашего пусть позднего, но верного выбора. А вспомним, после этого страшного нашествия, этого ига, какой был главный собор в столицах русского княжества? Успения Божией Матери. В какой бы город удельной Руси мы не поехали, везде мы видим центральные храм – Успения. А о чем говорит нам Успение Богородицы? Оно говорит: «Радуйся Обрадованная, во успении Своем нас не оставляющая». То есть, - Ты умерла, но Ты осталась с нами. А раз Ты с нами, то нам ничего не страшно. Так и душа народа. Она была мертва, она была унижена и затоптана полчищами иноземных захватчиков, но она ждала того, чтобы воскреснуть, и была с народом, подобно усопшей Богородице. И потом мы видим, как после преподобного Сергия и битвы на Куликовом поле она постепенно крепла, возрастала, расширяла свои границы, стала империей. Перед ней трепетали многие западные и восточные страны. Мы видим, что такое Святая Русь. Она хранила свою веру и вера давала ей стимул и давала ей повод, не для того, чтобы гордиться, надмеваться над другими народами.  Были ли они лучше или хуже чем мы, Бог знает, а наша вера давала нам силу для того, чтобы просто жить своей жизнью с Господом, чтобы радоваться Божьему миру, чтобы детей выводить в свет, чтобы делиться светом разума и светом веры для всех тех, кто хочет приобщиться к ним. А через них к нашей самобытной национальной культуре, ко всему, что с любовью и трепетностью взрастил на земле русский человек. И в этом назначение, наверное, и нашей страны, и ее христианского пути в этом мире, и той великой лепты, которую она вложила в красоту мира тленного и нетленного, не считая ее великой, потому что это является и третьим свойством русской души. - Никогда не считать себя главным и важным в этом мире, а быть смиренным послушником Божиим на этой земле. Если нужна кому-то помощь, тех выручать, если нужно кому-то утешение, тех утешать, быть Христовым присутствием и источником добра на земле. И в этом нам учителя наши святые.

В житии преподобного Сергия Радонежского описан следующий случай. Когда-то в то еще тяжелое монгольское время, на Русь приехал грек. Мы не можем даже себе представить, насколько унизительным было то время. Русский князь должен был встречать посланников монгольского хана – сборщиков дани, и чуть ли не на коленях целовать стремя их лошадей, вводить под уздцы  в свой двор, пить с ними кумыс, который считался языческим пойлом и т.д. Вот в это время приехал грек на Русь и ему сказали, что есть святой человек, живет где-то там, на горе, в лесах. Он подумал: «Как это, в наше время может быть святой?» Так же как и сейчас, любой современный человек может про наше время подумать и усомниться. Но когда он увидел преподобного Сергия, стал с ним беседовать, потерял зрение и по молитве святого вновь прозрел. Господь ему показал, что он слепец, потому что перед ним – воплощенная святость, человек, который и духовно, и телесно объединил Русь, который дал ей повод, просто одним своим примером для того, чтобы победить всех внешних и внутренних врагов. Вот также и мы должны видеть эту Святую Русь – в образе лучших ее представителей – святых Божиих угодников. Хранить ее в своем сердце, все лучшие традиции ее беречь, давать возможность прикоснуться к ней всем людям, которые хотят прикоснуться ко Христу. Потому что это наше видение Бога, это то, что выстрадано и вынесено на протяжении многих столетий, и тысячелетий бытования Христианства на Святой Руси. Аминь.

 

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье, 14 июня 2015г.


Назад к списку