Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - День памяти святых Царственных Мучеников - 17 июля 2015г.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

День памяти святых Царственных Мучеников - 17 июля 2015г.

Во имя Отца и Сына и святого Духа.

Наш храм сегодня «прирос» еще одной святыней. Сегодня мы освящали икону святой княжны и новомученницы Ольги Николаевны, дочери Государя императора Николая II и, как вы знаете, она является  небесной покровительницей нашей Воскресной школы. Еще во время своей земной жизни святая Ольга пожертвовала из личных своих денег три тысячи золотых рублей на строительство школы. Тогда настоятель храма, отец Александр Терновский, исходатайствовал высочайшее повеление о назначении её почётной попечительницей над этим учебным заведением (в то время, в 1898 году, школа была церковно-приходской). Вчера эту икону привезла дочь иконописицы Тамары из Караганды и я встретил ее на нашем автовокзале. Несколько месяцев тому назад Тамара Павловна прислала письмо на электронную почту нашего прихода с предложением написать икону святого священномученника Димитрия Киранова. Я ответил, что такая икона у нас уже имеется и попросил написать икону святой княжны Ольги, что она с радостью исполнила. Тамара Павловна пишет иконы недавно, всего десять последних лет, после того, как уверовала в Бога (а человек она уже пожилой). Но мы видим, как искусно она исполнена, как правильно передано портретное сходство и, одновременно, соблюден иконописный канон. В своём письме, которое мастер приложила к образу, она коротко рассказала историю своей семьи. Её отец, Павел, воевал во время Великой Отечественной, был ранен в область легкого и попал в плен. Находился в плену с 1942 по 1945. Очень страдал и от разлуки и от ранения и вообще, понятно, что над пленными немцы всячески издевались. После победы, казалось бы, всё кончилось, но не тут то было. По сталинскому указу все военнопленные, неважно при каких обстоятельствах они были пленены, приравнивались к «врагам народа». (Пусть об этом мы будем помнить всегда, особенно те, кто сейчас пытается превознести Сталина и созданный им в нашем Отечестве тоталитарный режим). Тогда одна беда сменилась другой, и раб Божий Павел попал в лагерь как заключенный, а со временем, к нему в Казахстан перебралась и вся семья. Так они и остались там жить, как и миллионы других русских людей по всем странам, которые когда-то были частью Советского Союза. Живут и теперь. Вчера ее дочь прибыла в Ялту на отдых и привезла для нас эту икону. Она просила помолиться об упокоении Павла и о здравии Тамары и Светланы.

Сегодня Церковь чтит Царственных мучеников и, указывая на их подвиг, говорит нам о некоторых важных вещах, которые я бы хотел озвучить. Мы часто задаемся вопросом: почему история нашей страны так богата потрясениями и смутами? Столько войн, кровопролитий, революций. Подумайте, в одном двадцатом веке Россия дважды разрушала собственное государство. Разрушил сам народ, который, как будто бы сошел с ума, собственное державное тело, обрекая миллионы людей на страдания и гибель. Есть статистика, по которой смертность в девяностые годы двадцатого века (за одно десятилетие) сопоставима с потерями России во второй мировой войне. Это что, случайность или закономерность? И вообще, это вопрос касается духовной сферы нашей жизни или политической? Если политической, то вы мне скажете, «пусть этим занимаются политики, а мы будем молиться». Молиться – это прекрасно, но молитва сама должна быть разумная, рассудительная, с пониманием тех вещей, о которых мы молимся. А теперь, глядя на икону святых Царственных страстотерпцем, мы должны понять, кому мы молимся, и почему случилось так, что они стали мучениками, за что их убили, изувечили, тела растворили в серной кислоте, сожгли, зарыли, надругались всячески, а до этого оболгали, предали, отдали в руки палачей?  Я сейчас выскажу сугубо собственную точку зрения, потому что в наше время до сих пор, не смотря на канонизацию, к Государю и его семье осталось предвзятое отношение. Говорят, что он, якобы подписал отречение от власти и этим разрушил страну. Сейчас открылись все подробности его отречения, и стало ясно, что царю угрожали, его шантажировали в вагоне на этой ужасной станции Дно, представители вот этих «ведущих слоев населения». Угрожали безопасности семье царя и ему лично, если он не подпишет текста отречения от престола, и он был вынужден его подписать. Но подписал этот текст - простым карандашом. Я не знаю, есть ли еще где-нибудь в другой стране, или даже в России, государственный акт такой важности, подписанный простым карандашом? Я скажу лишь то, как я сам чувствую и как понимаю подвиг Государя и его семьи. Есть бесспорные факты, которые открывает нам опыт нашей жизни, и они говорят о том, что весь материальный мир существует по заложенным в него законам (мы их называем законы природы). Эти законы помогают нам выживать в этом мире, получать его блага и приспосабливаться к трудностям. Закон, сам по себе не плох и не хорош. Он существует, как неотвратимая данность, и потому, мы знаем, нарушение этих законов может повлечь несчастный случай, трагедию. Нельзя выходить в окно 5 или 10 этажа, а только в двери и по лестнице спуститься вниз. Нельзя есть стекло или садиться на раскаленную сковороду и т. д. Нельзя нарушать правила дорожного движения и для этого по краям дорог стоят указатели. Такие же указатели есть и в мире духовном. Это заповеди. Духовный мир тоже живет по своим законам. Мы не знаем их, но чувствуем. Если сердце наше открыто высшей правде, мы чувствуем тяжелый осадок после сказанных грубых и жестоких слов, нам стыдно за свои поступки, когда мы видим, как они огорчают наших близких. Живя на перекрестке двух миров – материального и духовного, мы призваны воодушевить мир и материализовать дух. Но этот дух должен быть пронизан стремлением к конечной и самой главной истине мироздания – эта истина Христос. Заповеди данные нам Христом имеют совершенный характер потому, что они есть проявление Его любви к нам. Государь Николай II это понимал. И для него всегда главным была не грубая сила, способная переломить волю человека и заставить его поступить так, как желает власть, а стремление иметь таких подданных, которые бы служили не за страх, а за совесть. Если хотите, Государь был тогда единственным в стране интеллигентным (то есть внутренне свободным) человеком. Потому такое большое значение в то время придавалось такой добродетели, как верность присяге и бесконечное доверие к тем, кто эту присягу приносил. Присягу на верность Дому Романовых принёс весь русский народ в день избрания на царство первого царя династии Михаила Феодоровича. Присягу приносили и лично государю все сословия России. Дворяне, офицеры, государственные чиновники, духовенство, купечество и казачество. Когда вы бываете в Ливадийском дворце в кабинете Николая II, вы видите на стенах фотографии, где он запечатлен на групповых снимках вместе с солдатами и офицерами гвардейских полков. Это портреты предателей на фоне Праведника. Они тоже приносили присягу быть верными до смерти. И они ее преступили. Преступниками присяги стали все: генералы и придворные, министры и депутаты Государственной Думы, солдаты и офицеры, казаки и духовенство. На другой день после «отречения царя» в Синоде уже пели «Многая лета» Временному правительству. Предали все. И это было потрясением не только для царя и его семьи. Как вы думаете, если основным законом страны было доверие и верность (а в конечном счете - вера), могло бы нарушение или потрясение этого закона остаться без последствий? Конечно, нет. И эти последствия не заставили себя долго ждать. Две революции, поражение в Первой мировой (подумать только Россия проиграла войну проигравшей стране - Германии), Гражданская бойня, массовая эмиграция, Красный террор, голод, разрушение социальных связей и медленное умирание страны. Я еще застал тех людей, которые жили сознательной жизнью при царском, как говорили тогда, «режиме». Они все до единого человека вспоминали это время, как самое наилучшее, самое зажиточное время своей жизни. То, чего потом уже никогда не было. Почему же произошло это предательство? Я думаю оттого, что в каждом из нас живет подлое, животное, злое существо, которое испытывает страх за собственную жизнь и преклоняется перед силой, более того, это существо всегда готово напасть и укусить слабого, нанести рану пораженному и страдающему.

Размышляя о подвиге Государя и его семьи, я хочу провести параллель с моментом, который стал завершающим в жизни сербского царя Лазаря. Это последний царь Сербии, перед ее османским завоеванием, который собрал войско, чтобы сразиться с турками на Косовом поле в 1389 году. В ночь перед битвой ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: « Даю тебе выбор – ты одолеешь врагов, укрепишь свое земное царство, но погубишь свою душу, или ты проиграешь битву, страна падет и будет порабощена магометанами, но ты свою душу спасёшь». И Лазарь избрал спасение души. Пусть даже такой страшной ценой политического угнетения и 600-летнего рабства, он понял, что сказать Божией Матери обратное – было бы отречением от Неё и, главное, от Христа. Нечто подобное совершил наш Государь. Он удалился от царства земного и избрал Царство Небесное. Причем он прошел весь путь Христа от предательства, пленения, издевательства, страшной смерти и посмертного поругания к славе быть со Христом в вечном Его Царствии. Потому что не в силе Бог, а в правде. В той высшей правде, к Которой каждый из нас должен стремиться и служить ей изо всех своих сил.

И еще, мы сегодня празднуем день преподобного Андрея Рублёва, гениального удивительного иконописца Древней Руси, который оставил нам множество образов нашего Бога. И вот сегодня, освящая эту новонаписанную икону святой цесаревны Ольги Николаевны, я чувствую привет его благословляющей десницы. Я не просто верую, но явственно вижу его незримое присутствие здесь сегодня в этот замечательный и такой страшный для нас праздник, Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

17 июля 2015 года


Назад к списку