Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 06.09.2015г. О брачном пире
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 06.09.2015г. О брачном пире

От Матфея Святое благовествование, глава 22 (1-14)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали притчу «О брачном пире», которая читается дважды в чтениях годового круга воскресных богослужений. Два раза в год мы говорим о том, что Господь уготовал для нас великий праздник торжества любви, мира, согласия, радости, счастья, осуществления всех ожиданий человеческой жизни . И, как часто бывает, мы становимся недостойными всех этих наград, и не потому что нас не допускают к ним, а потому что в свое время мы посчитали что-то другое более желанным и выгодным на тот момент, когда звучал призыв: «Придите, наполните радостью Мое Царство». Препятствием служат наши земные привязанности, наши заботы о временном благополучии, в ущерб вечной жизни. И вот поэтому Господь, начиная с какого-то периода после Преображения, обращается к своим ученикам и ко всем слушателям и говорит: «Царство небесное подобно …», и далее перечисляет, чему. И говорит о том, что оно подобно и тем виноградарям, о которых мы слышали в  притче прошлого воскресения , оно подобно неводу, брошенному в море, который зачерпнул рыб великих и малых, и после этого, большие наполнили сосуды, а малые отброшены обратно . Царство небесное также подобно человеку, который разделяет свое стадо и поставляет справа овец, а слева козлищ и так далее, вы знаете эту притчу «О Страшном суде». Подобно Царство небесное человеку, который ищет жемчужины. И вот, когда он видит достойную выбора, он продает все, что у него есть, и покупает эту одну единственную, драгоценную для него. Подобно Царство небесное закваске, в которую хозяйка кладет три меры муки и ждет, пока все это взойдет. Действительно, какие замечательные образы, три меры муки, это ведь дух, душа и тело человека – они должны дорасти до Царства Небесного. Все это рассказывает Господь. И среди всех этих сравнений, такая пронзительная и с другой стороны простая, о том, как были уведомлены заранее люди, знали, что будет свадьба, но в назначенный день  все отказались прийти. И вот тогда Господь говорит: «Идите, идите слуги по городу, и ведите всех-всех, и больших и малых, убогих и красивых, и бедных и богатых, всех зовите. Пусть наполнится радостью Мой дом». Святые отцы толкуют это в том смысле, что те люди, которые не были христианами, но вели благочестивый образ жизни, которые ждали этого призыва в Царство Небесное, тоже будут допущены Господом к священной Трапезе. Но вот еще есть один образ, который для нас является назиданием, это образ человека, который был «одет в небрачные одежды». Вот когда все сели и стали пировать, вышел царь пообщаться с гостями и увидел человека, который был одет в такие будничные,  недостойные праздника, одежды. И он его спросил: «А что ты здесь делаешь?» И оказалось, что этот человек пришел не потому, что он веровал в Господа, не потому что он откликнулся на этот призыв всеобщей радости, а потому что здесь кормят, и ему нужно сейчас набить свое брюхо, просто поесть. И на примере этого человека Господь показывает нам, как часто и мы также воспринимаем дары Божии, минуя самого Хозяина. Мы, обращаясь в молитве к Господу, говорим: «Дай нам! Сделай это, сделай другое… Помоги нам в тех делах, помоги в других». И мы забываем, что, конечно, это тоже хорошо, просить у Господа, «просите и дастся вам». Но, прежде всего, как сказал Господь, нужно искать Царства Небесного, то есть Самого Бога нужно искать, а не того, что Он может дать. Потому что очень часто бывает так, и было, это действительно было в Евангелии, что пока Христос давал, за Ним ходили толпы, как только эта раздача закончилась, Его предали все, даже самые, за малым исключением, близкие люди. Вот и раскрыта перед нами глубина этой притчи. Мы гонимся за дарами, забывая о Самом Раздаятеле этих даров. А для того, чтобы быть полноценным наследником Царства Небесного мы должны, прежде всего, искать Господа.

Я много раз вам рассказывал эту историю. Она такая,  пронзительная и прекрасно иллюстрирует нам наше состояние. У одной современной писательницы есть рассказ, о том, как она посетила Равенну, город в Италии. Оттуда ей когда-то, лет 30 тому назад, прислал открытку ее отец. Отца уже нет в живых, когда она нашла ее среди своего архива. На ней картинка, изображающая Иисуса Христа, сидящим на зеленой лужайке, и овечек вокруг Него. Это была мозаика V века, изображающая Доброго Пастыря в Мавзолее Галлы Плацидии . На обратной стороне открытки отец написал слова, которые очень тронули ее: «Здесь, откуда я вам пишу, сейчас очень жарко, тяжело ходить, но ничего прекраснее в своей жизни я не видел. Плакать хочется! Как бы хотелось, чтобы ты была здесь!». Его уже давно нет, расспросить некого. И вот, проходит время и она решает посетить это место и посмотреть, что же действительно, так всколыхнуло ее отца, что подвигло его, человека никогда не афиширующего особой набожностью, восхититься этим образом. И вот она поехала, нашла эту церковь-мавзолей. Там темно, но существуют такие аппараты, и если бросаешь 2 евро в его отверстие, включается электричество и на каких-то несколько секунд световой луч падает на изображение и его  можно рассмотреть.  А потом луч гаснет и надо бросать снова для того, чтобы увидеть. Конечно, проходят туристы, целый поток, темно… «И вот», - она пишет, - «мы стоим как грешники в аду, а над нами Господь. Над нами Рай, потому что там, где Господь, там, конечно же, Рай. А вокруг Него вот эти вот овечки, которых Он любит, к которым Он простирает свои руки, а они берут из Его рук пажити. И хотелось бы глядеть и глядеть, потому что в этом удивительном творении безымянного художника заключена и являет себя непостижимая тайна человеческого счастья жить и видеть Христа и быть Им любимыми, желанными и прощенными». Но жалко двух евро, потому что в деньгах мы все всегда ограничены. И вдруг, кто-то начинает бросать монету за монетой. И озаряется это видение, эта икона, изображающая Господа. Вспыхивают золотые звезды, катиться к низу темно-синий купол неба, Христос протягивает руку и, казалось, приглашает стоящих во тьме взойти к Нему. Свет гаснет и вновь озаряет лики и лица. И ей стало интересно, кто же устроил это потрясающее зрелище, раздвигая светом стены гробницы. Она пробилась вперед и увидела мужчину, сидящего в инвалидном кресле и его помощницу, которая помогает ему передвигаться. Кроме того, она заметила, что он слепой. И вот он бросает монету за монетой, из коробки, лежащей на его коленях, а помощница ему рассказывает, о том, что изображено и он, слушая, кивает ей в ответ. Вот это, действительно, образ того, как человек, не имея глаз, но имея зрячее, умное сердце, наперекор своей ущербной и больной природе пробивается к Господу, Который один только есть источник неисчерпаемой красоты. И к этому нас призывает сегодняшняя притча. Воистину, все может быть в нашей жизни, но, даже не имея каких-то возможностей, чисто физических, мы должны понять, что, как говорил преподобный Серафим: «обращаясь к Богу с просительной молитвой, вы знаете, что вы просите, но вспомните, чего это стоило Христу, для того, чтобы быть для вас таким Ответчиком и Помощником». А это стоило Ему распятия, смерти и страшных поруганий, всех унижений, через которые Он прошел для того чтобы быть Спасителем мира. Вот какой жестокой ценой куплены все эти «дай» и «помоги». И мы, конечно, должны об этом всегда помнить, и прежде всего искать Самого Бога, а потом уже тех даров, которые Он может нам подать.

Поздравляю всех с воскресным днем. Желаю, чтобы Господь всех сподобил Царствия Небесного, потому что Литургия это и есть та свадьба, тот брачный пир, о котором мы сегодня читали. У Осипа Мандельштама есть такое стихотворение:

Вот дароносица, как солнце золотое,
Повисла в воздухе — великолепный миг.
Здесь должен прозвучать лишь греческий язык:
Взят в руки целый мир, как яблоко простое.

Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули
О луговине той, где время не бежит.

И евхаристия, как вечный полдень, длится —
Все причащаются, играют и поют,
И на виду у всех божественный сосуд
Неисчерпаемым веселием струится.

Вот такие замечательные слова, очень верно сказано, что время остановилось, наступает вечность в том месте и тогда, где совершается Божественная Литургия. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 06 сентября 2015г.


Назад к списку