Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 20.09.2015г. Притча о талантах
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 20.09.2015г. Притча о талантах

От Матфея Святое благовествование, глава 25 (14-30)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Евангельские чтения, которые читают в этот период года, завершают Евангелие от Матфея. Они заключают в себе конец земной жизни Господа нашего Иисуса Христа перед Его взятием под стражу, перед Его последними днями, когда Он, подводя черту своей проповеди, говорит о Страшном суде. И вот несколько притч, которые Он приводит в пример, призваны нам напомнить о том, что мир и наша жизнь конечны и в один решающий момент мы предстанем пред Богом и нужно будет подвести итог всего того, что мы называем земной жизнью, того, что составляло сущность наших дней, самую сердцевину нашего бытия. Мы должны из всего того, что на глубине души и в наших деяниях было, сделать какой-то итог. Так, притча о злых виноградарях тоже в какой-то степени говорит об этом, потому что те люди, которые во временное пользование получили временное, для того чтобы войти в вечность, не сохранили своего человеческого достоинства, и были наказаны. Причем были наказаны не потому что Бог неумолим, бездушен и зол, а потому что сами люди посчитали, что можно без него обойтись в этой жизни. А если Он «навязывает» себя, то можно какими-то силовыми действиями сделать так, чтобы Его не было в этой жизни и в вечности. Но это невозможно, и об этом притча.

Другая, очень интересная, которую в воскресенье не читают, но ее читают в другие моменты нашей жизни, например, при Таинстве Маслособорования, Притча о нерадивых девах. Противление Богу может быть злое, агрессивное, а может быть вот такое ленивое, плывущее по течению нашей жизни – «будь, что будет», с надеждой на авось.  Неактивно человек участвует в деле своего спасения. И вот, под образом этих нерадивых дев как раз такой человек и описан Господом, который не думает о том, что в какой-то решающий момент, когда человек не будет ожидать, придет Господь и призовет его. А он вот в этом своем расслаблении, в этой своей неге, окажется не готов, окажется не состоятелен перед лицом Правды Божией, перед лицом всего того ужаса окружающей его жизни, которую он не хотел знать, не ведал, закрывал глаза и кутался в свой уют, кутался в свою мнимую защищенность. Конечно, это притча, но в какой-то степени она цепляет нашу душу, она каким-то образам высвечивает в ее уголках то, что составляет ее сущность.

Есть еще одна притча о неготовности человека к Страшному суду. Это управитель, которому было поручено охранять имение своего господина. И когда господин, уверившись в этом человеке, удалился, тот подумал: «Не скоро придет мой господин, когда это еще будет. Теперь я вместо него». И стал унижать рабов господина, стал жить в свою волю, не думая о том, что когда-то прийдет час расплаты. Но внезапно пришел господин имения и потребовал его к отчету. Это тоже в какой-то степени о нас, потому что нам кажется, что жизнь дана нам навечно в нашу нераздельную собственность, что мы ее господа и можем распоряжаться ей так, как нам хочется.

И вот сегодняшняя притча тоже об очень важном и серьезном, о талантах, которые стали словом нарицательным. Теперь, когда мы говорим «талант», мы подразумеваем какие-то дарования, которые имеет человек. В то время, когда Господь произносил эту притчу, слово талант не имело этого смысла. Это слово обозначало меру веса. Для нашего представления, если мы возьмем древнегреческую амфору, наполним ее водой и взвесим, вес этой амфоры вместе с жидкостью и будет один талант. А серебряный талан весил в нашем измерении около 26 кг. И вот когда уходил господин, он предоставил такие материальные возможности своим рабам. Он одному дал 5 талантов, другому 3, а третьему 1 и удалился. И вот, вернувшись, он стал требовать отчета, что же там за эти годы произошло. И который имел 5 талантов, принес другие 5, который имел 2, принес другие 2, а один сказал: «Я закопал твой талан, потому что я знаю о тебе, что ты человек жестокий, жнешь где не сеял, собираешь, где не рассыпал. Поэтому я решил, что мне легче будет так. Ты мне дал 1, вот он, забирай». И господин поругал этого человека. Он сказал: «Ты нерадивый раб, не верный, потому что я тебя в малом поставил, но во многом я тебе уже не доверюсь, ты должен был дать этот талан в рост». Конечно, это опять же притча. Речь идет о том, что все то, что мы имеем, в том числе и наши духовные дарования, наши возможности, наши интеллектуальные способности, дар нашей речи и дар нашей мысли - это все от Бога. И мы должны это чувствовать и понимать. И должны умножать возможность этого, так, чтобы в мыслях, словах, поступках,  во всём, присутствовала сила и слава Бога – подателя жизни и ее Спасителя.

Конечно, примеров можно привести множество. Но прежде всего, конечно, это примеры святых. Потому что каждый святой получил от Бога талант религиозной веры, стремления к источнику бытия, такой милости Божией, когда человек ощущает близость Бога, стремится к Нему, делится с Ним всеми своими мыслями, и плохими, и хорошими, думает об этом, жалеет о том, что его тело является препятствием к духовному общению с Богом. Таких людей не очень много. Как замечено нашей статистикой, от 5 до 7 процентов человечества. Но они есть,  вот они-то и называются святыми. Эти люди, в конце концов, соединяются с Богом и самой своей жизнью свидетельствуют о том, что Бог может быть и присутствовать в человеческой природе так как Он был и присутствовал в природе Господа нашего Иисуса Христа. И это тоже умножение талантов.

Но есть еще и много других примеров, о которых, может быть, стоит заявить. Например, мы знаем, что в христианской культуре, в христианской Европе, были люди, которых мы знаем как достигших успехов не только в какой-то одной области своей деятельности, скажем, только в искусстве, или только в науке. А вот, например, был такой человек - Леонардо да Винчи, вы наверное знаете, который был специалистом во многих областях. Причем он предвосхитил свой век и многие его рисунки летательных аппаратов или телескопов были через много лет взяты за основу для того, чтобы изобрести нынешние самолеты, вертолеты, рефракторы и так далее. То есть, человек, который трудился во всех направлениях. И если мы возьмем мировую культуру, то поймем, что в других культурных явлениях этого не было, только в христианстве. Почему? Потому что Евангелие требует умножения талантов. Если тебе Господь дал что-то, и ты это чувствуешь, ты должен над этим трудиться.

Мы знаем пример отца Павла Флоренского, которого называют «русским Леонардо». Будучи священником и служителем алтаря Господня, он одновременно был и великим философом, и великим математиком, и великим инженером, и великим социологом. Он был поэтом и писал стихи, литературные эссе и статьи по истории, искусствоведению и политике. И, даже будучи в заключении за свою веру, а его посадили в тюрьму, в Соловецкий лагерь, даже там он занимался  сравнительными вычислениями массы различных жидкостей, он занимался изучением метеорологических явлений. Хотя, может быть, ему и не нужно было, он готовился к смерти, но он понимал, что тот талант, который дан ему Богом, должен быть умножен, должен принести пользу Богу, людям, всем тем, кто будет после него. И таких примеров множество, и я привел только два.

У отца Павла был друг – Сергий Булгаков, который тоже был одним из тех «русских мальчиков», о которых писал Ф.М. Достоевский, которые не могли жить спокойно в своем внутреннем уюте. Они понимали, что таланты, которые Господь дает, должны быть умножены. И вот, он прошел очень тяжелый путь. Он потом написал книгу «От социализма к идеализму». Он был марксистом, он был революционером, но в конце концов он стал философом и священником. Почему? Потому что он понимал, что таланты не могут гнить, они не должны быть закопаны в землю, они должны принести плод. Таланты - это дерево, с которого должен сорвать и вкусить плоды каждый жаждущий. И главное, что я хочу сказать, отец Сергий, когда он был еще мальчиком Сережей, не раз задумывался над тем, почему страдают люди. Сам он жил в очень тяжелых условиях, его отец был небогатым священником, служил на кладбищенском приходе, где было мало людей, а в основном отпевали усопших. И вот эти вот постоянные похороны, это то, что преследовало все его детство. И он думал: «Почему умирают, почему страдают люди? Наверное, от того, что плохо устроена жизнь общества. Социальная жизнь человечества не устроена». И он решил пойти изучать политэкономию, ту науку, которая улучшает жизнь людей. Но потом он понял, что то, что называется этой наукой, на самом деле ведет общество к революции. Во всяком случае, так было в то время, когда он ее изучал. И он почувствовал демонический дух этой революции в 1905 году, когда он вышел на демонстрацию против самодержавия, надев красный бант. И он тогда пишет: «Я не хочу сказать, что я умом постиг отвратительность и революции, и каких-то социальных теорий. Нет, я ее почувствовал духовно. Я вышел на улицу и понял, что и справа, и слева от меня шествует нечистая сила. И я в ужасе убежал домой, сорвал этот бант, выбросил его в туалет и с тех пор больше никогда не примкнул к этим рядам. Я стал делать движение к тому, чтобы вначале изгнать зло из своего сердца, к тому, чему учила меня мама, о чем говорил отец-священник». И это послужило причиной, что его таланты, были умножены в правильном направлении, в том направлении, которое желает от нас Господь, чтобы все было возвращено в конце концов Ему. Он Подаятель, Он и Приимец. Да будет так и в нашей жизни, дорогие братья и сестры. Желаю, чтобы Господь, который дал каждому из нас хотя бы один маленький талант, получил во много раз больше, чтобы каждый из нас представлял  собою плодоносящее доброе древо  и от его плодов вкушали все. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 20 сентября 2015г.


Назад к списку