Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 04.10.2015г. Евангелие о прощении
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 04.10.2015г. Евангелие о прощении

От Матфея Святое благовествование, глава 18 (23-35).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Продолжаем читать Евангелие по воскресеньям и каждый раз Господь говорит притчу о Царстве Небесном. И сегодня тоже мы слышали слова о том, чему уподобится Царство Небесное.  Господь говорит, что оно уподобится царю, который решил посчитаться со своими рабами. И вот он вызвал одного из должников, который должен был ему 10000 талантов, сумму огромную для того времени, и для нашего тоже, потому что один талант равнялся 26-30 кг золота или серебра. Поэтому 10000 талантов – это неимоверная цена, которую просто нереально было когда-либо заплатить. Царь вызвал этого должника и говорит: «Ну, давай, плати, уже пришел срок». А тот стал молить его и падать на землю, прося отсрочки, и царь не только дает отсрочку, он весь долг ему прощает. После этого прощенный, выйдя на улицу, найдя своего должника, который должен был ему всего лишь 100 серебряных монет, требует отдать ему эту сумму. А человек не имеет и 100 монет. И тогда он его валит на землю, требует с пристрастием, возлагает на него свои руки, зовет стражу, чтобы схватить и посадить под арест должника, до тех пор, пока он не вернет долг. И  когда друзья этого несчастного сообщили царю о том, что совершил прощенный, он вызвал его вновь и говорит: «Я такую сумму тебе отпустил, я дал тебе возможность еще жить и радоваться жизни, а ты за малое человека подвергнул такому оскорблению, такому поруганию, такому осуждению». И повелел заключить его под стражу и бить, пока не отдаст все, что должен. И Господь, подводя черту этой притчи говорит: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Мы понимаем, что если речь идет о Царстве Небесном, то конечно, эта притча не о деньгах, а прежде всего о духовных вещах. И, наверное, речь идет о том, как мы прощаем обиды, огорчения, те грехи, которыми против нас, наверное, кто-то в чем-то виноват. Мы держим их как какой-то шип в нашем сердце и не можем его изъять, постоянно об этом думаем и иногда даже вынашиваем мысли об отмщении, о том, чтобы воздать злом за зло этому человеку. При этом, мы забываем, что Господь изначально прощает все наши грехи, которыми мы ежедневно, ежечасно, каждый раз нарушаем заповеди, преступаем закон Божий, живем не так, как должно, как хотел бы видеть нас Господь. Он нам прощает. Несмотря на то, что нарушение каждой заповеди влечет за собой наказание, мы избегаем этого наказания, мы постоянно выходим «сухими из воды» по отношению к Господу, а по отношению к ближним требуем воздаяния, требуем возмездия. И это страшная история нашей человеческой жизни. Мы иной раз не понимаем, что мы творим. Но когда мы прибегаем к покаянию, мы должны, прежде всего, подумать о том, что вот мы сейчас придем просить прощения у Господа, а простили ли мы тех должников, то есть тех грешников, которые в чем-то виноваты перед нами, как нам кажется, может быть они совсем не виноваты. И на самом деле, действительно, Иоанн Златоуст говорит: «Возненавидь грех, но возлюби грешника». То есть грех имеет власть над человеком и влечет его по обратному пути и разрушает все на этом пути. И тот человек, который силой противодействует этой силе, он еще больше прибавляет греха к этому деянию и, таким образом, возникает состояние вражды, ярости в которое погружается человеческий мир. «И мы видим», - как писал философ, Эрик Фромм, -«что история человечества, это история кровопролитий. Это реки крови, которую люди проливают из-за того, что в безумии своем забывают, для чего они живут в этом мире». И это - правда, это реалии нашей жизни. Мы живем в мире, который истекает человеческой кровью, и это каинова кровь, это братская кровь. Брат  не может простить своему брату то, или иное, как ему кажется, прегрешение (а может быть его совсем и нет), как не было со стороны праведного Авеля. Для того, чтобы сопоставить и понять насколько грехи против Бога страшнее чем грехи против ближнего, Господь приводит эту притчу.

А почему, спросим мы, грехи против Бога страшнее? Свт. Иоанн Златоуст об этом пишет: «Потому что когда человек нарушает заповеди Божии, когда он грешит против Бога напрямую, он разрушает свою душу. Вначале это ощутительно, человек чувствует свою греховность, и голос совести ему говорит, что этого нельзя делать, что он плохо поступил. Но если человек продолжает идти по этому пути, он и дальше идет против Бога, то уже голос совести затихает постепенно и исчезает в его душе. И он становится воплощенным дьяволом. И такие люди действительно не чувствуют своей греховности, они постоянно погружены в грехи и считают, что это нормальное для них состояние. «Душа одебелела», - как пишет свт. Иоанн Златоуст, - «она совершенно бесчувственна к тому, что она творит». А когда мы согрешаем против ближнего, то, в какой-то степени, ближний может сам нам об этом напомнить. Поэтому те грехи, которые мы имеет против ближнего, более искупимы. В конце концов, мы можем подойти и попросить прощения. Но если человек потерял страх Божий, он не может предстать пред Господом, он как дьявол гордится своей самодостаточностью и не имеет силы покаяния. Вот об этом сегодняшняя притча.  Самая главная тема, которая звучит в Царстве Небесном, это тема любви. И в свете этой притчи нам становится ясно, что, в конце концов, имея такие невосполнимые долги перед Богом, мы продолжаем жить погруженными во вражду, ненависть, ярость, в какие-то мелкие или крупные придирки к тем людям, которые живут вокруг нас. А ведь жизнь такая короткая и посвятить ее выяснению этих отношений очень не хочется. Так давайте же, братья и сестры, подумаем об этом и простим, действительно простим, от всей души и от всего сердца. Слово «простить» в переводе с древнеславянского означает опустошить, то есть выпустить на свободу, открыть темницу. И если мы откроем эту темницу, мы выпустим на свободу не только нашего ближнего, который пленен нашей обидой, но и нашу душу, которая находится в узах ярости, ненависти и греха. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье, 04 октября 2015г.


Назад к списку