Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 18.10.2015г. О любви к врагам
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 18.10.2015г. О любви к врагам

От Луки Святое благовествование, глава 6 (31-36).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали маленький фрагмент из Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа, где Он открыл нам одну из своих величайших тайн, о том, что составляет сердцевину Небесного царствия, которое Он принес на землю. Самое главное, что Он открыл людям, - это заповедь о любви. И вот Он говорит: «Как бы вы хотели, чтобы с вами поступали люди, поступайте и вы сними таким же образом».

С одной стороны, мы знаем, что и до Христа были проповедники, которые учили тому же. Мы можем даже назвать их по именам. Предшественники Христа в Ветхом Завете, - это пророки и, казалось бы, ничего нового Он не открыл. Это золотое правило Гамалиила, одного из учителей ветхозаветного Израиля. Он жил за 200 лет до Христа и у него была своя школа. Вы знаете, кроме храма в Иудеи еще были синагоги, где собирались верующие люди и читали закон. В этих школах было два направления: одно возглавлял Гамалиил, а второе Шамай, который говорил о Боге-мстителе, о Боге требовательном и нелицеприятном, который воздает каждому по его делам. Гамалиил был более мягок в своих утверждениях, он говорил о том, что Бог, не просто мститель, а Бог – сердцеведец, Он смотрит на сердце человека, и в этом тоже были свои споры. Не нужно думать, что ветхозаветная религия была монолитна в своих представлениях, там тоже велись дискуссии, там тоже люди размышляли о вечности и ждали Царства небесного. И вот, Господь говорит об этом же, но новизна то в чем?  А в том, что Он развивает эту тему следующим образом, что если вы благотворите с таким расчетом, чтобы потом благотворили вам, то также делают и грешники. И если вы даете деньги в долг, с таким расчетом, что вам их потом вернут, то и люди неправедные тоже так поступают. А вы делайте так, чтобы не думать об этом и молитесь за тех обидчиков, которые досаждают вам, которые не дают вам жить.

Взирая сейчас в наш 21-й век, когда уже более 2000 лет прошло с тех пор, как были произнесены эти слова, мы понимаем, что и мы не доросли до этой высоты, до высоты Ветхого Завета. Ветхий Завет говорил о справедливости, но справедливость Царствия небесного немножко другого порядка. И вот теперь, прикоснувшись к этому, мы понимаем, что мы эту заповедь не можем соблюсти, потому что дальше Господь говорит: «Вы молитесь за ваших обидчиков, вы не просто желайте им добра, а просите, чтоб Господь и впредь им благоволил». О чем же идет речь? Иногда нам непонятны некоторые вещи, которые говорит нам Евангелие. И это действительно одна из тех страшных вещей, прикоснувшись к которым, мы остаемся бессильными, мы расписываемся в том, что мы не дотягиваем до этой заповеди. О чем же мы можем говорить вообще? Если Ветхий Завет говорил о справедливости, вот представьте себе, во времена еще до Моисея было так, человек нанес оскорбление другому, а тот мог его убить. И вот Моисей, по велению Божию, установил такую заповедь: «Око за око и зуб за зуб». Нам она кажется немножко жестокой, но в то время она являлась заповедью справедливости, потому что за равное человек расплачивался равным. Это был Ветхий Завет. Новый Завет говорит совсем о других вещах: «Кто тебя ударил в одну щеку, подставь ему другую». И это тоже не вписывается в наши человеческие какие-то нормы. Мы любим говорить о том, что нужно любить своих врагов, что нужно гнушаться врагов Божиих и нужно противостоять врагам нашего Отечества. Но это все одна единая заповедь. Если человек исполняет только часть ее, борется с врагами отечества, или гнушается врагами Божиими, но не любит ближнего своего, то он не исполняет эту заповедь. Нужно во всей полноте ее исполнять, тогда она превратиться действительно в ту основу для вхождения в Царство небесное. Об этом и Христос говорил. Но, еще раз повторяю, некоторые вещи, которые звучат в Евангелии, конечно же, направлены к каждому из нас, но не каждый из нас может их исполнить, потому что Евангелие - для совершенных. Евангелие - для тех людей, которые отряхнули с себя ветхого человека и устремляются к новой жизни. Мы знаем, что в определенное время это поняли люди, которые потом были названы монахами, отрекшиеся от всего мирского и ушедшие из мира для того, чтобы спасти этот мир своими молитвами. Мы знаем о тех людях, которые, живя в миру, исповедовали эти ценности и тоже явили красоту человеческой жизни. Но, а нам-то, простым людям, как себя вести? И вот, единственное, что ы можем, это молить Господа, чтобы эта заповедь о любви к ближним и молитва о врагах коснулись нашего сердца. Один старец, известный на всю Россию, Феофан Затворник, сказал своей духовной дочери: «Если ты хочешь исполнить эту заповедь, ты должна молиться таким образом: «Вот, эта моя ближняя, которую я считаю врагом своим, Анна, враждует против меня, но ты, Господи, помилуй и прости ее, дай ей силы для того, чтобы она жила и дальше, потому что ее нападками очищаются мои грехи». И действительно это так, потому что, сказано в Евангелии: «Горе вам, если будут о вас все говорить хорошо, значит, в этом есть какая-то дьявольская сила». Грешники друг друга хвалят и те грехи, которые есть у каждого человека, таким образом, замалчиваются. А вот эти наши, так называемые враги, говорят нам правду, они говорят и открывают перед всем миром то, чем мы живем, мы должны быть им благодарны. И я не говорю, что полностью, но отчасти приоткрывается таинственность этой заповеди Божией о том, чтобы люди молились о своих врагах, потому что их наветами, их нелицеприятной правдой очищаются наши грехи. И, думая об этом в сегодняшний день, будем оценивать свою жизнь, смотреть, как мы относимся к тому, что заповедал нам Господь, исполняем ли мы то немногое, к чему Он нас призывает. А действительно, еще раз повторяю,  вот эта вот логика человеческая не вписывается в Евангельскую правду, потому что тайна Царства небесного, которое каждого из нас ждет в конце времен, она намного выше и духовнее того, что мы о ней думаем. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 18 октября 2015г.


Назад к списку