Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 17.01.2016г. Неделя Перед Богоявлением
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 17.01.2016г. Неделя Перед Богоявлением

Отзвенели песнопения Рождества Христова, а следом идет Великий праздник Крещения Господня. А в древности это был один праздник. Богоявлением называлось Рождество и тот день, когда Господь пришел для того, чтобы креститься в Иордане. И праздновали его 6 января (по старому стилю). Мы знаем, что для празднования Рождества Христова выбрана дата условная, мы точно не знаем, когда родился Господь. Но если взять за отсчет Благовещенье – 7 апреля и прибавить 9 месяцев, то нам хочется, и логика подсказывает, чтобы это было 7-го января. Но, опять же, в координатах времени мы заблудились, и даже Церковь, с ее отчетливым пониманием Вечной жизни, в жизни временной не располагает теми достоверными знаниями, которые человек хотел бы принять за науку. Потому что истинная наука, это наука о том, как жить с Богом, о том, как строить свои отношения с Богом во времени для того, чтобы попасть в Вечность. И сегодняшний воскресный день посвящен приготовлению нас к тому дню, когда Господь открыл Себя всему миру для того, чтобы начать проповедь покаяния, для того, чтобы привлечь к Себе всех тех людей, которые ждали Его прихода.

Сегодня в Святом Евангелии стечение тем: мы видим фигуру Иоанна Предтечи и в его лице весь Ветхий Завет должен был встретить Господа, поклониться Ему, принести все самое лучшее, что было в том периоде человеческой истории до пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа. И мы видим Иорданские воды, куда он пришел из пустыни, в которой он жил с раннего отрочества. Пищей ему служили акриды – вид саранчи. Ею питались в пустыне отшельники, и дикий мед, который он сам собирал в тех немногочисленных дуплах или в горных расселинах, которые встречаются в пустыне.

Будучи отшельником и анахоретом, он отверг все мирское. Мы знаем, что именно тем людям, которые усилием своей воли и желанием угодить Богу отворачиваются от земного, Господь открывает очень многое об этом мире. И, не случайно, мир идет на поклон и на совет к отшельникам, которые знают саму суть бытия, потому  они могут помочь человеку раскрыть истину. А тут мы видим, что сам Иоанн пришел к людям. Он пришел в те места, где совершались омовения, где по традиции люди приходили, чтобы очиститься и от той грязи, которая считается естественной, и чтобы символически смыть с себя грехи. И вот, когда они приходили на Иордан, там Иоанн Предтеча обращался к ним с огненными словами. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», - говорил он, - «покайтесь, потому что вот уже Господь готов совершить суд над своим народом». И он приводит такой пример, гумно, т.е. сжатая нива, уже поспела и добрые спелые колосья будут уложены в него. Плевелы и сорняки назначены к сожжению. «И секира при древе», - говорит Иоанн. Т.е. все то, что было уготовано на пользу Господу, должно быть сейчас употреблено, а бесплодное - вырублено. Времени не так много осталось, предупреждает он. И вот, люди, которые подходили к нему, каялись в своих грехах, и в знак их очищения он вводил их в воды и там, омывая, читал над ними молитву. Они с радостью  выходили из этих иорданских вод, но, возвращаясь к мирской жизни, уходили с надеждой на то, что пришедший в мир Мессия введет их в Небесное Царствие. Не в эту временную жизнь, а туда, где будет слава, где будет победа добра над злом, где не будет несправедливости и горя. Вот, о чем думали эти люди.

Иоанн Предтеча говорил о более глубоких вещах, он говорил не о той славе, о которой думали ветхозаветные евреи. Они думали, что слава эта наступит только тогда, когда Мессия прогонит римлян, установит вечное царство иудеев над всем миром. Но, Иоанн Предтеча говорил не об этом. Он предупреждал их: «Я крещу вас водой покаяния, но идет за мной Тот, Который будет вас крестить огнем и Духом Святым». И, буквально через несколько дней мы будем читать в Евангелии как Иоанн Предтеча склонит свою голову перед Тем, ради Которого он жил.

Трагедия жизни этого Великого Пророка заключается в том, что этот человек не для того пришел в мир, чтобы насладиться его благами, не для того, чтобы восхититься красотой этого мира, создать семью, дать жизнь новым поколениям, а вся суть его жизни заключалась в том, чтобы, как сказано в Святом Евангелии, быть гласом вопиющего в пустыни, и он это понимал. Это выражение стало нарицательным. Когда мы хотим сказать, что наши слова не достигают своей цели, мы так и говорим: «глас вопиющего в пустыне». И слова Иоанна Предтечи, несмотря на то, что он творил чудеса и был праведником, не достигали своей цели. Люди думали совсем о другом. Приходя к Иоанну, получая крещение и прощение своих грехов, они думали о временном, а он говорил им о вечном. И он жил для того, чтобы быть только гласом, не человеком, а просто голосом, который предупреждает других о том, что в мире есть нечто большее, чем человек, и это Богочеловек – Господь наш Иисус Христос. Вот в этом смысл сегодняшнего чтения.

Мы видим, воды Иордана. Если перенестись на много тысячелетий до этого времени, то мы увидим, что воды пришли и принесли смерть. Первое поколение людей было погублено потопом. Все, конечно, помнили историю Ноя, который спасся, потому что был благочестивым человеком, а вода смела всю нечисть с лица земли. Поэтому вода была образом смерти для греха. И, с другой стороны, вода – есть жизнь, потому что без воды человек жить не может. Сам человек состоит на 85% из жидкости, как говорит наука. Вода является образом очищения.

Иоанн Предтеча совершал символическое омовение, потому что самое главное – очищение души, т.е. то, как человек меняет себя изнутри. Видимым образом этого очищения было омовение в водах Иордана, а Иордан – одна из самых чистых и самых стремительных рек Палестины. До сих пор там чистая вода, в которой живут замечательные рыбы, которых едят с благодарением Господу. В том месте, где совершал крещение Иоанн, люди сейчас тоже совершают погружение, и тоже благодарят Господа.

Очищение это было насущной потребностью каждого человека, потому что в Ветхом Завете не было покаяния. Конечно, человек мог сам обратиться к Господу и услышать ответ в своей душе. Но видимым совершением таинства, как и сейчас, когда священник читает молитву над кающимся, было омовение. Так, в античном мире, существовал театр, куда люди приходили и смотрели трагедии Софокла, Еврипида, Эсхила и в результате происходил, как они говорили, катарсис, т.е. сопереживая герою, всем коллизиям и тонкостям человеческого бытия, они внутренне очищались. Это тоже была своего рода исповедь, но такого покаяния как у нас, которое оставил нам Господь, в древнем мире не было. И вот, видимым проявлением этого была вода.

Еще, вода является образом красоты, потому что в воде мир отражается как в зеркале. А мир, отраженный в нем создан Богом, он прекрасен. И еще вода отражает Любовь Божию, знак Его завета с Ноем – это радуга светящаяся многоцветием красок в каплях воды на солнце. Потому что Господь светит солнцем на праведных и неправедных, и вода, как отражатель, способна все это показать.

Вот, такие образы сегодня нас готовят к Крещению. А потом придет Господь и все станет на свои места. Есть замечательное плотно, которое было написано художником Александром Ивановым, и называется «Явление Христа народу».  На первом плане картины крупно, выразительно мы видим весь тот мир, который, находился к моменту пришествия Христова в кризисе, т.е. в суде. Все эти люди - несчастные, мы видим, насколько страдальчески обезображены их лица, но с какой надеждой они смотрят на крест, поднятый над ними святым Иоанном. И маленькая фигурка Христа. Он далеко почти на горизонте, приближается, еще Его отчетливо не видно, в такой дымке, сфумато, но мы знаем, что именно там, на горизонте, откроется та истина, о которой говорит Иоанн Предтеча. Также и сегодня, Христос только приближается, но мы уже должны быть готовы встретить Его. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 17 января 2016г.


Назад к списку