Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 15.05.2016г. Неделя святых жен-мироносиц
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 15.05.2016г. Неделя святых жен-мироносиц

От Марка Святое благовествование, глава 15 (43-47), глава 16 (1-8).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем воскресный день и продолжаем воспевать Пасху Христову этими же жизнеутверждающими словами: «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». И, невзирая на то, что продолжают умирать люди, мы веруем, что победа Христа над смертью осуществилась не во вне, а в самой сердцевине этой смерти. То есть, мы утверждаем тот факт, что если до Христа, до Его Светлого Воскресения все, попадающие в ад были разделены с Богом, то теперь, даже в аде эти люди не оставлены Богом и не оставлены надеждой на спасение. Пока живет мир, пока стоит Церковь, пока в ней совершаются молитвы, каждый имеет надежду быть спасенным, каждый может прикоснуться к Господу, или, во всяком случае, помыслить об этом, пожелать, уповая на Его милость, Его всепрощение.

И вот сегодня мы вспоминаем жен-мироносиц, тех женщин, которые следовали за Христом. Вспоминаем Иосифа и Никодима, которые при жизни Христа были робкими и нерешительными людьми, но в момент, когда Он был распят, когда Он умер, они пришли, и, не стесняясь, не боясь, они сняли Его Пречистое Тело и положили в том месте, которое они считали самым достойным. Люди богатые, люди знатные, и вот, они показывают пример каждому из нас, как нужно относиться к Господу, как нужно служить Ему. Не десятую часть отдавая, как многим кажется: заплатил десятину и рассчитался, нет, всего надо отдавать Господу, все свое существо, всю свою привязанность, откладывать в сторону все свои интересы и служить Богу всем, что есть у тебя. И те женщины, которых сугубо сегодня Церковь вспоминает, называя их мироносицами, на следующий же день после погребения Господа, пришли для того, чтобы помазать Его тело, не ожидая ничего. Они даже не знали, кто им отвалит камень от гроба, потому что вряд ли у них хватило бы своих человеческих сил это сделать. Но они надеялись на чудо, они верили в это чудо. И не случайно, евангелист подчеркивает, что они шли и совещались: «Кто же нам отвалит камень», но все-таки шли и несли это миро. Со скорбью душевной, со смутой, они надеялись на то, что со смертью Христа еще не все кончится. Пока еще это мертвое Тело лежит в гробе, они могут к Нему прикоснуться, они могут оплакать Его своими слезами, они могут принести этому Телу свои молитвы, попросить у Бога, чтобы совершилось это чудо. И это чудо произошло вне их желания. Просто потому, что этому надлежало быть от начала веков, от того Предвечного совета, который состоялся на Небесах еще до того, как мир творился. И они прикоснулись к этому чуду и возрадовались. И вы помните, как мы читаем в другом евангельском отрывке, от Матфея, о том, что они шли и вдруг Христос их встречает и говорит: «Радуйтесь!». И это слово, радуйтесь, - самое важное слово в Христианстве. Не скорбите, не ужасайтесь, даже не все те другие слова: бдите, молитесь, нет, самое главное слово, - это пасхальное слово радости, то, которое Господь принес сразу же после Своего Славного Воскресения. И вот, это потаенное чувство радости, которое открылось в ответ на их любовь, оно должно переполнять в эти пасхальные дни и наши сердца. Мы должны понимать. Что добро приходит не сразу, добро это есть результат действий Божиих. Никакое добро человек не может совершить своими силами. Мы должны сразу и однозначно себе сказать, что источник добра только Господь и только у Него мы можем это добро почерпнуть. А добро это в той любви, которую Господь имеет к человеческому роду. Потому что, как писал апостол Павел: «Если я глаголю языки человеческими и ангельскими, но не имею любви, то я медь звенящая и кимвал звучащий. Если я творю чудеса и могу горы переставлять, но не имею любви, то нет никакой пользы от этих чудес. Если я имею все стяжание мира и не имею любви, то я никто и ничто». И Господь наш Иисус Христос тоже говорит об этом же: «Что польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит». Вот как ставит Господь душу выше человека. И жены-мироносицы, которые ничего не имели кроме насущного хлеба, который они подавали Господу каждый день и кормили Его из своих рук, и Он благословлял приготовленную пищу, они так и жили, так служили Ему чем были богаты. И самым главным богатством нетленным, которое было у них в сердце, была их любовь. Потому и прославил их Господь, потому и дал им такую крепкую веру. Если в прошлое воскресенье мы вспоминали Фому, который сомневался, но все-таки уверился, то сегодня мы говорим о такой вере, которой несть конца, которой каждый из нас должен научится, которой мы должны подражать, потому что вера эта корениться в любви. И также святые мученики. Мы удивляемся, каким пыткам подвергали этих людей. Иногда даже женщин, очень часто детей, но как они превозмогали эти пытки и оставались верными Христу, сохраняли веру, хотя, что им там стоило сказать как бы вслух, бросить несколько зерен на жертвенник идольский и отойти, и сохранить себе жизнь. Но нет, они так любили Господа, что не могли себе этого позволить. И поэтому стали мучениками. Вот это та причина, по которой мы сегодня прославляем жен-мироносиц. Действительно, «нет выше той любви, как если кто душу свою положит за други своя», сказал Господь, «но Я возлюбил вас еще когда вы были Мне врагами». И вот, помня это, зная это, мы – враги Божии, потому что очень часто мы не достойны подвига святых жен-мироносиц. Но душа наша стремиться к Господу и хотела бы ходить теми путями, которыми ходил Господь в Палестине, и хотела бы слышать Его слово открытым сердцем, любящей душею, хотела бы это слово исполнять, но не часто, а по правде сказать, никогда, это не получается. Мы видим свою недостаточность и просим сегодня в этот праздничный день жен-мироносиц, которые остались верными даже когда разбежались в стороны все ученики, жен, которые у Креста проливали свои слезы и тужили о том, что Христос умирает, и как же дальше состоится вся эта жизнь. И все равно, даже после Его смерти рассчитывали на чудо и это чудо произошло. И в нашей жизни пускай произойдет это чудо, потому что спасение человеческой души это и есть чудо.

У Анны Андреевны Ахматовой есть очень проникновенные стихи, поэзия, идущая от самого сердца, из глубины. Конечно, это стихотворение она писала, когда только входила во взрослую и страшную жизнь, но мне кажется, что в силу своего таланта и человеческой одаренности она ухватила в нем самое главное. Она произнесла исповедь человеческой души по отношению к Всевышнему, к тому идеальному миру, к которому мы все стремимся, который мы называем Раем. Это вне пола, это вне национальности, вне расы, в общем, это то, что приносит душа Богу, когда пробивается вслепую к Нему.

Вместо мудрости — опытность, пресное,

Неутоляющее питье.

А юность была — как молитва воскресная...

Мне ли забыть ее?

 

Столько дорог пустынных исхожено

С тем, кто мне не был мил,

Столько поклонов в церквах положено

За того, кто меня любил...

 

Стала забывчивей всех забывчивых,

Тихо плывут года.

Губ нецелованных, глаз неулыбчивых

Мне не вернуть никогда.

Это человеческая душа тоскует о вечности. Это она просит святого хлеба и этот хлеб подать может только Господь. Я не случайно привел сегодня именно это стихотворение, потому что оно изнутри показывает действия жен-мироносиц. Ходили путями Господними, а мы не ходим, слушали Слово Божие, а мы его не слышим, хотя и читаем каждый день. Молились со Христом, а мы с Ним не молимся, мы не стремимся. Так  пусть же жены-мироносицы исправят наши пути!

И сегодня в этот день, когда каждая христианская женщина празднует свой маленький День ангела, я желаю, чтобы мы все стремились подражать этим людям, потому что во все времена именно женщины спасали Церковь от разгрома, от уничтожения, от поругания, и именно на их хрупкие плечи возлагалась та ответственная ноша, которую назначил им Господь, зная неверность мужчин, зная их удобопреклонность к различным соблазнам. И женщины вырастали в свою действительно великую стать, нерушимой стеной, и закрывали собой то пространство, где должна была утвердиться Благодать Божия, где должен был сойти Дух Святой. Не случайно только к Пресвятой Богородице мы обращаемся со словами: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Кроме Бога никто не может спасти, но вот и Матерь Божия тоже. Поэтому по примеру Богородицы и святые мироносицы служили и сегодня им поклон и благодарность.

Христос Воскресе!

 

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 15 мая 2016г.


Назад к списку