Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 19.06.2016г. День Святой Троицы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 19.06.2016г. День Святой Троицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня благодать Святого Духа нас собрала в этой церкви, как и во многих других храмах по лицу вселенского православия, для того чтобы мы возрадовались о Боге Живом, о Боге-Троице. Это тот Бог, Который вызвал нашу душу из небытия, Который создал нас и ввел из времени в вечность. Который дал нам основание нашей веры. Который вдохнул в нас дыхание вечной жизни, Который ведет нас по путям нашей жизни. Который наставляет, учит нас, как отец учит своих детей. И вот сегодня во имя Христово через Господа нашего Иисуса Христа мы, познавшие Духа Святого, собрались, чтобы возблагодарить Господа, чтобы засвидетельствовать великий дар веры, который Он сообщил нашему сердцу, и который запечатлел  в огненный день Святой Пятидесятницы.  Господь велел своим ученикам, чтобы они все находились вместе, в единомыслии и любви делили трапезу, делили молитвы, находились в том истинном  единении духа в союзе мира, к которому призывает нас Господь. И вот разверзлась кровля дома Сионской Горницы. Этот дом принадлежал апостолу Иоанну-Марку. Это тот самый мальчик, которого схватили в Гефсиманском саду окутанным в плащаницу, хотели его взять под стражу, но он оставил в руках у этих захватчиков свою плащаницу и бежал. Вот это его дом, еще называют его Сионской горницей. Там находились не только 12 апостолов, но еще и вокруг собралось много народа, люди хотели слышать Слово Божие. И в этот момент сошел Дух Святой в виде огненных языков, каждый из которых почил на главах апостолов, на главе Божией Матери. Мы видим, как это событие изображено на иконе. И апостол Петр обратился с проповедью ко многим иноплеменникам. Говорил он на том языке, который был привычен ему, но все понимали каждое его слово. А люди зачастую приходили из дальних мест, не зная местных языков. И уверовало и крестилось в тот день три тысячи человек. И вот это чудо дара Святой Пятидесятницы объединяющее наш мир, дающее нам основание веры, вдохновляющее нас на дела во имя Христово. Вот этот дар хранит Церковь до сего дня. Церковь Христова есть столп и утверждение истины. В день Пятидесятницы она получила дар Святого Духа и только она одна ведет человека к спасению. Не потому что мы такие гордые и непреклонные, и не хотим признаться, что в мире в другом месте где-то есть любовь, а значит и спасение. Да, она есть, но она есть как инерция вот той первозданной райской жизни, которой обладали Адам и Ева, но которую они утратили. Только как инерция, как импульс, но не более того. А вся полнота этой любви сосредоточена во Христе. И Христос, когда вознесся на Небо, Он «земное поднял в Небеса, а в день Святой Пятидесятницы, через 10 дней, Он, наоборот, Небо спустил на землю», - как говорит святитель Григорий Богослов. И действительно, в этот день, когда Он Небо низвел на землю, он выстроил здание Новозаветной церкви, церкви, которая есть могучий корабль, идущий по житейским волнам. И именно в этой церкви должно спастись то великое множество людей, которые слышат призыв Агнца: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко».

Многие люди размышляют о счастье: «Что такое счастье?» И многие ищут его в том временном, что окружает нас. Но материя не может дать человеку счастье. Счастье человеку дает только Дух. И вот в этот день, когда мы пришли почтить День Святой Пятидесятницы и полноту Святой Троицы, мы вспоминаем, как Дух Святой участвовал в нашей жизни. Мы не можем об этом не вспомнить, это такая же радость, как воспоминание материнских губ, как воспоминание отцовских рук. Это то родное и близкое, идущее из детства, что было присуще нашей жизни, и что кардинально меняло ее, всякий раз давая новые вдохновения, ставя перед нами новые задачи, которые мы, с помощью Божией исполняли, преодолевая трудности. Дух Святой как Царь Небесный, о Котором мы воспеваем в молитве, Вседержитель, вел нас, как своих верных рабов по этому миру. Многим может показаться искусительным то, что мы называем себя рабами Божиими, но это великая радость быть рабами Бога.

Был такой случай у древнегреческого философа Сократа. У него было много друзей, много учеников. И вот пришли они к нему на день рождения, и каждый преподнес ему какой-то подарок: кто-то подарил золотой сувенир, кто-то – красивые цветы, кто-то принес вина, кто-то даровал денег, кто-то привел с собой вола. Сократ осмотрел все это, он был мудрецом. И вот, подошел последний, он сказал: «У меня ничего нет. Я, единственное, в благодарность к тебе, отец, могу отдать себя  тебе в рабство». И вот Сократ сказал: «Это самый драгоценный подарок! Я согласен, я беру тебя в рабство, но только с одним условием, что через год я возвращу тебя тебе самому, но уже в другом качестве, в качестве свободного человека, но не свободного внешне, а свободного духовно, внутренне». От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего, от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Имеет собственное мнение, но не кичится им. Свободен от стереотипов мышления, но ценит всякую человеческую личность. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений. Он свободен от греховного навыка, которым так страдаем мы все. Единственно от чего он не свободен, это от страха перед Господом и пред своей совестью, которая и есть голос Божий в человеке. Такой свободой обладали святые.

Подобным образом происходит наше рабство у Господа, точно таким образом. Потому что мы, чувствуя греховный навык и невозможность самостоятельно избавиться от грехов, отдаем себя в рабство Господу и говорим: «Господи, Царю Небесный, сделай так, чтобы Ты вошел в нас и очистил нас от всякой скверны, сделал нас свободными людьми, чтобы мы не были привязаны ко всему тому греховному и нечистому, что стремится проникнуть в наше сердце. Поэтому, Царь Небесный, прости нас за наши прегрешения и прими нас в качестве своих рабов и детей, которые будут нести послушание райскому блаженству, райскому месту, к которому стремиться каждая клеточка нашей души, к которому вожделеют наши помыслы и наши желания. Как всё христианство родилось из античной традиции эллинистического мира, так и слово «раб» не несло в те времена негативной коннотации. В те времена раб был помощником свободного гражданина в работе на поле, в доме, в мастерской, на рынке или во время битвы держал оружие своего господина.  И хорошо если бы он умел играть на музыкальном инструменте или красиво петь. Когда раба вводили в дом хозяина его садили возле очага и осыпали сушеными ягодами и это означало что с того момента он становится членом новой семьи. Эллины не верили в прогресс, как европейцы Нового времени и потому не старались умножать свои богатства. Для них главное было жить завтра не хуже чем сегодня в единении с природой, которая все равно не даст больше чем может. И они нещадно не эксплуатировали своих рабов и многое им прощали.  В письмах святителя Василия Великого есть упоминания о таких рабах, которые пользовались христианской кротостью своих хозяев во вред своему духовному здравию.

Вот еще на что хочу обратить внимание. Во всем христианском мире, есть и католики и протестанты, имеется множество разных сектантов, которые называют себя христианами, но никто из них никогда не произносит: «Святая Троица». Они празднуют День Пятидесятницы, то есть день сошествия Святого Духа. И только мы, православные христиане, говорим о Троице, потому что для нас Бог как Личность имеет первостепенное значение. Нам нужно Бога узреть в отверстых небесах. И вот Андрей Рублев, русский человек, дал нам этот образ. Он из той греческой христианской символики, которую развивала иконопись, вычленил самое главное, что есть в Боге, Самого Господа, Саму Троицу. Не гостеприимство Авраама, не библейский сюжет, а сам смысл бытия Божия. И в интерпретации преподобного Андрея Рублева Бог не просто смысл человеческой жизни, но и человек есть смысл бытия Божия. Единство трех божественных начал объединяет народ Божий вокруг жертвенной чаши. Но и Сам Господь – есть эта Чаша и эта Жертва. Потому что если мы посмотрим на образ Пресвятой Троицы и проведем мысленным взором по плечам, по внутренним очертаниям сидящих вокруг трапезы фигур Святой Троицы, мы увидим чашу, а это - жертвенная чаша, Бог стал Жертвой во имя спасения людей. Вот таким русский православный человек, увидел Святую Троицу. Поэтому этот образ запечатлен им как благодарность верующего сердца к нашему Господу и в этот день особенно мы это вспоминаем и просим Его великой милости. Потому что Он не просто милостив и милосерд, но Он один из нас, Он где-то среди нас. Он стал человеком для того, чтобы каждый из нас стал на какой-то миг Богом.

Весь смысл сошествия Святого Духа на апостолов и Его непрестанное действие в Церкви, в таинствах, в молитвах, в богослужении, в христианской культуре в повседневной жизни нас с вами заключается в той преображающей миссии, которую Он совершает с человеческим сердцем. Услышать Слово, принять Дух и обратиться к «Отцу всяческих» - вот задача человека. Господи, дай нам силы это совершить и да воспрянет от сна душа наша окрыленная Духом Святым.

Поздравляю всех с Праздником!

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 19 июня 2016г.


Назад к списку