Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 03.07.2016г. Неделя всех святых в земле Русской просиявших
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 03.07.2016г. Неделя всех святых в земле Русской просиявших

Неделя всех святых в земле Русской просиявших

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, день празднования всех святых в земле Русской просиявших. Всегда вспоминается, что именно в этот день началась Великая Отечественная война. В ночь, на всех русских святых, бомбили Киев и другие города Советского Союза, и после этого началась такая война, которая, не дай Бог, чтоб повторилась. Но в завершении ее Русская церковь вышла победительницей, как это ни странно, и победила она в силу своей духовной мощи, в силу тех святых, которые помогли избавить не только нашу страну, но и весь мир от всего того зла, которое несла с собой эта война. Мы вспоминаем, что праздник всех святых в земле Русской просиявших, был установлен на том самом соборе Русской церкви, который избрал после долгого периода патриарха. После синодального времени в 1917 году был собран Собор и в 1918 в России уже был свой патриарх, Тихон, и на этом же Соборе было установлено, что Русская церковь настолько возмужала, и обретает в себе такие силы, что может сказать, что есть своя особая грань русской святости. Потому что каждый народ, каждый человек, принадлежащий к той или иной национальности, видит во Христе близкие себе черты. И русский человек тоже видит близкие себе по духу, по своей природной заданности, черты, которые были во Христе, и которые вызывают особенное горение сердца.  Когда мы видим, читая страницы Священного Писания, читая Евангелие, насколько Христос близок нам по нашим поступкам, по тем действиям в жизни, которые мы совершаем. И, наверное, надо было бы их назвать. Не потому что только в России эти черты проявили себя. Они были и в других странах, и в других местах и среди других христиан, которые по всему миру живут. Но именно в России, на Руси, они проявились наиболее ярко. Прежде всего, это терпение. Не случайно среди простого народа бытует такая пословица: «Христос терпел и нам велел». И это правда. Это действительно великая правда, потому что именно терпением своим народ побеждает все невзгоды, которые выпали на его долю, на его страшную историю, и, побеждая эти невзгоды, выходит очищенным, выходит, может быть и в слезах, может быть и в крови, и зачастую всегда в ранах, но выходит победителем. И это то, что было присуще Христу. Да, Он был оплеван, да, Он был измучен, Он был распят, Он был убит, в конце концов, но Он воскрес. И вот эта важная черта Христова передалась, наверное, каким-то образом, и присутствует в ликующем русском христианском сердце.

Вторая черта, это величие униженности Христа. Действительно, при всем том, казалось бы, внешнем уничижении, внутри, в народе, живет то невероятное стремление ко всему святому. Мы можем сказать, что в нашем обществе великое множество недостатков, и в политике, и в экономике, и в общественной жизни, и в жизни наших детей, и в наших сердцах тоже живет грех. Мы это знаем, и мы пытаемся противоборствовать. Иногда опускаем в бессилии руки, иногда вспоминаем о том, что нужно в пост прийти, хотя бы раз причаститься, как мне недавно сказал один человек. Но, зачастую, живя во грехе, мы понимаем, что есть высшее предназначение человека, это его желание жить с Богом, это его стремление очиститься и лететь, как на крыльях, на молитве, на посте, по этой жизни, устремляясь ко всему святому, ко всему чистому. Это есть, и это присутствует, и это всегда было. Кто смотрел фильм режиссера Андрея Тарковского «Андрей Рублев», вспомнит, что там все время присутствует мысль, что вот это - средневековая Русь, и сколько несчастий, страданий, противостояний, и между монголами и русскими, и между русскими и русскими, сколько жестокости в этой жизни. И всем кадрам, которые мы видим в фильме, все время сопутствует состояние разрухи, неустроенности. Если даже и попадается в поле зрения какое-то каменное здание, то это - церковь, но и она как-то забрызгана грязью, летящей из-под копыт коней. И все эти дороги, которых практически нет, и все эти люди, которые чумазые… Но, среди всего этого разброда и расхлябья, преподобный Андрей пишет икону Святой Троицы. И в эту икону он вкладывает душу народа, который стремиться к единению, который видит над собой только лучшие образцы, присутствующие в этой жизни, не углубляется в то, что вокруг него, а знает, что есть Русь, которая над всем этим. Святая Русь, и история этой Святой Руси, состоящая из истории ее святых, таких как преподобный Сергий Радонежский, учитель этого самого Андрея иконописца, таких как Киево-Печерские святые, которые скрывшись в пещерах от мирского греха привлекли к себе самые лучшие силы Святой Руси, чтобы ее воскресить из небытия. Вот это является основой и главной чертой, наверное, русской святости.

И последнее, о чем хотелось бы сказать, это любовь. Потому что любовь, это основа христианства. Но на Руси эта любовь явила себя особым образом. Это любовь страдающая, это любовь, несущая человека на крыльях. И как пример тоже из жития русских святых. В Новгороде жил такой святой Варлаам, которого называли Хутынский, потому что он был родом из деревни Хутынь. И вот он жил под мостом, бездомный, но святой человек, потому что по его молитвам дети получали исцеление, по просьбам к нему купцы получали прибыток, а неженатые молодые люди находили себе жен. Все знали, что человек праведный. И вот, однажды, вели по этому мосту на казнь человека, который был неправедно оклеветан и должен был умереть. Люди бросились к Варлааму: «Попроси князя, пускай он его помилует. Что тебе стоит, ведь тебя все слушаются. Они побояться нарушить твое слово». Но он молчал и ничего не отвечал. И этого человека казнили. А потом через некоторое время вели другого человека, вора и убийцу, по этому-же мосту, чтобы бросить его в воду, и чтобы он там утонул, с привязанным к ногам тяжелым грузом. Варлаам побежал к князю, упал ему в ноги и сказал: «Отпусти его, помилуй. Сделай так, чтобы он жил дальше. Я его возьму на поруки». И взял. И двадцать лет он страдал от побоев этого вора, терпел его издевательства, жил с ним под этим мостом и, в конце концов, этот человек исправился. И когда Варлаама спросили, почему он так поступил, он сказал: «Тот, который был неправедно осужден, был подобен Христу, так же как и Он, осужден неправедно. И он войдет в Царство Небесное, ведь выше этого ничего не может быть. А тот, который в ужасе бы тогда принял смерть, попал бы в ад, и дьявол вонзился бы в него своими зубами. Я немощный грешный человек, я ничего не могу сделать, но с Божией помощью я дал ему возможность исправиться. И Господь милостив, жив Господь. Вот, душа этого человека теперь будет входить в райские врата, а мы будем за нее молиться». И вот это тоже очень важная черта русской святости. Хотя, конечно, ее нет, национальной святости, просто каждый народ вносит крупицу своей драгоценной души в общую сокровищницу мирового христианства, в общую сокровищницу нашей Православной Церкви. И, таким образом, она начинает еще одной гранью больше светиться на солнце и показывать нам путь в то место где обитает Господь. Аминь.

 

Протоиерей Владислав Шмидт

Воскресенье 03 июля 2016г.


Назад к списку