Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 25.09.2011г. Самая главная заповедь.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 25.09.2011г. Самая главная заповедь.

 

От Матфея Святое благовествование, глава 22 (35-46)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангелии мы слышали о том, как Господь, указывая нам на две главные заповеди в нашей жизни, говорит о том, что тот, кто их соблюдет, тот будет спасен. И, действительно, все страницы человеческой истории, о которых свидетельствует Священное Писание, говорят нам о том, как человек далеко ушел от Бога, как он заблудился в этой жизни. И для того, чтобы показать ему спасительные ориентиры, дать ему какие-то указатели на то, чтобы выйти из этого заблуждения, Господь сообщает ему такие истины, следуя которым человек сможет сохранить и свою жизнь временную и достичь жизни вечной. И эти ориентиры, эти указатели на языке христианского мира называются заповедями. Первые заповеди были даны Богом еще Адаму и Еве, когда они были изгнаны из рая. Он тогда им сказал, - что, кроме того, что в поте лица они будут добывать себе пропитание, и что, их жизнь, конечно, будет полна скорбей, - но и завещал им, чтобы они помнили, что настанет время, когда придет Спаситель мира. Он дал им эту заповедь ожидания и одновременно обещания того, что не вечным будет это их изгнание.

Мы знаем также, что когда Ной с семьей был спасен и вышел из ковчега, то Господь вновь, обращаясь к людям, дал им заповеди, то есть такие законы, следуя которым Ной и его потомство смогут избежать греха, а значит и смерти.

Во всей полноте заповеди были даны самим Господом Иисусом Христом. Но еще до Него они существовали.

Вот и сегодняшний человек, богатый, имущий человек, законник, подошел и спросил Христа: «Какая заповедь большая из всех заповедей, которые дал нам Моисей, и если я буду ей следовать, спасусь ли я?» И тогда Господь, который и есть само Воплощение благодати, а по слову апостола Павла «благодать отменяет любой закон», говорит ему: «Неужели ты не читал, что в Библии сказано: «слушай Израиль! Господь твой - Господь единый; возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, всей душою, всем помышлением, всей мыслию твоей, и ближнего возлюби, как самого себя!» Вот эти две заповеди, на них весь закон и пророки держатся. Соблюдая их, достигнешь вечной жизни». Мы задаемся вопросом: «Ну, понятно, Бог далеко, и сказать, что я Его люблю, очень просто, но как же, действительно, добиться такого состояния, чтобы эта любовь была и на словах, и на деле?». И вот, нам отвечает Иоанн Богослов, в одном из своих посланий он пишет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»

Главным указателем на то, имеем ли мы любовь к Богу, является наш ближний. Господь говорит в сегодняшнем чтении, что возлюбить ближнего нужно как самого себя. И вот это, тоже очень важно, потому, что если мы заглянем внутрь самих себя, то увидим там как бы двоякое зеркало, как сказал Симеон Новый Богослов. Он говорит: «Одновременно в человеке - два отражения: одно отражение греха, а другое отражение праведности и святости». Почему отражение греха? Потому, что человек пал, в нем помрачилась его природа, не что-то внешнее, а что-то по существу в человеке, было превращено в звероподобное бытие. А святость, потому что, то дыхание вечной жизни, которое Господь вдохнул в человека, не перестает себя являть. Оно, все-таки, в какие-то моменты вдруг показывает нам такую невероятную красоту или такую способность ощущать тот невидимый, или как мы говорим, сверхчувственный мир, который нас окружает, и не просто его воспринимать, но и быть участниками этой, как бы надмирной, жизни. Одновременно эти два чувства борются в человеке, и эти два зеркала являют нам и страшные примеры, и примеры прекрасные. Так чем же являюсь я в каждом данном случае, чем является каждый из нас?  Что это за «Я», которое в нас сидит? «Я», которое связано с грехом, или «Я», которое связано с праведностью. И естественно, конечно, Господь говорит нам, что мы должны возлюбить ближнего как самого себя. То есть мы должны возлюбить то, прекрасное и святое, что живет внутри нас, и перенести эту любовь на  своего ближнего.  Не видеть в нем, того, что в нем, конечно же, есть - те недостатки, которые присутствуют и в нас самих, а увидеть в нем эту искру Божественного света и правды, и возлюбить его именно в силу того, что он сотворен и так же возлюблен Богом. Более того, он настолько любим Богом, что Господь не только сообщил ему его бессмертную душу, Он не только ради него сошел на эту землю, но Он ради этой любви принял на себя человеческую природу, ту вот самую природу, которой обладает каждый из нас. В истории человечества был одним из нас Господь Иисус Христос. То есть сам Бог стал человеком, ради этой великой любви. И мы знаем, чего стоила ему эта человечность, и мы знаем, как эта человечность Христа пострадала на кресте и испытала все те муки, которые было суждено испытать человеку в наказание за наши  беззакония, за грехи. Возлюбив все прекрасное, святое в человеке, в ближнем своем, мы должны, естественно, его пожалеть. Пожалеть и поклониться Христу в нем, как часто это делали святые. Если к святому человеку приходил грешник, никогда этот человек не ругал его, не поносил, не досаждал ему, не обличал его, он начинал с того, что жалел этого человека, и вот эта вот жалость, которая родственна любви, была началом покаяния каждого грешника, приходившего к святому. И уходили люди от них очищенные, а многие настолько меняли свою жизнь, что по подвигам своим превосходили своих наставников.

Вот примеры церковной жизни и примеры той исцеляющей любви, о которой говорит сегодня Господь. Спастись можно, и, действительно, невозможное человеку, делает Господь. Лишь бы человек доверял свою жизнь Господу, лишь бы он видел каждое событие своей жизни под таким углом, что это событие ведет его, в конце концов, к вечной жизни, к общению с Богом. По тому пути нашего земного бытия. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

29 сентября 2011 года


Назад к списку