Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 8.01.2012г. Неделя 30-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Собор Пресвятой Богородицы.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 8.01.2012г. Неделя 30-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Собор Пресвятой Богородицы.

Untitled Document


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Когда исполнилась полнота времени, Господь послал Сына своего возлюбленного, чтобы спасти наш мир. И Рождество Христово является началом жизненного пути земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. И сегодня, дорогие братья и сестры, на второй день после праздника Рождества Христова мы собрались в храме для того, чтобы поблагодарить Ту, через кого Господь пришел в мир, то есть Пресвятую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию. Сегодня - Собор Пресвятой Богородицы. Это собор, который включает в себя Небо и землю. Так, как Она своей любовью объединяла мир, видимый и невидимый, так и ныне мы, прибегая к Ее любви, Ее покрову над нами, ощущаем присутствие этого мира.

Когда созрела полнота времен, Господь узрел среди человеческого рода Деву, указывая на которую можно было сказать устами ангелов, что Она является тем сосудом, в котором может воплотиться Бог-Слово, Второе Лицо Святой Троицы, и имя Ему Иисус, что значит – Спаситель. И это произошло в определенное время, в год 754 от основания Рима по юлианскому календарю, когда все прочее человечество, наверно, об этом и не догадывалось. Но вот в исторической судьбе Земли, в ряду всех тех событий, которые происходили и происходят в жизни человеческого рода, было одно такое решающее событие, важное, а для христиан, наверное, самое главное, когда Бог пожелал стать человеком, воплотился и начал жить среди нас.

Это было тогда, когда Римская Империя достигла своего могущества, когда, казалось бы, вот уже вся земля, практически всем известная в то время цивилизация, объединилась под одним началом, и должна была идти к миру, спокойствию, согласию, взаимопониманию. Был дан универсальный римский закон, то самое Римское право, которое до сих пор служит фундаментом для создания других законов, принимаемых человечеством. Но если мы посмотрим на карту мира того времени, то увидим: она вся была залита кровью, войны шли без перерыва на протяжении всей истории Римской Империи. Внутри страны происходили восстания, заговоры, убийства императоров, какие-то нестроения, голод и междоусобицы. И никакие человеческие усилия не могли спасти людей. Хотя они надеялись, осуществляли какие-то реформы, писали и принимали какие-то законы, делали попытки установить справедливые отношения между людьми. Но, один человек угнетал другого, процветало рабство, жестокость, торговля людьми, все то, что мы видим практически до наших дней. И вот в таком состоянии люди пытались найти выход хотя бы в духовной сфере своей жизни. Изобретались различные человеческие философии. Например, философия стоиков, говорила о том, что нужно вести воздержанный и целомудренный образ жизни, но вместе с этим, они не могли объяснить, для чего это нужно, потому что для стоиков вечной жизни не существовало, а идеалом мудреца, мыслился такой человек, который достиг бесстрастия, для которого не существуют внешние раздражители, который подобно мраморной статуе, продолжает сохранять свое спокойствие. И в высшем усилии своего духа, если этот человек-мудрец не может справиться с ударами судьбы, он должен был сам себя приговорить к смерти и закончить жизнь самоубийством. И это тоже была философия. Другая, подобная ей, скептицизм. Так, например, знаменитый оратор Цицерон говорил о том, что нет абсолютной истины, что всякую истину можно опровергнуть любыми другими доводами и фактами. Одним из этих скептиков был Понтий Пилат. Вы помните, когда Господь сказал ему о том, что пришел для того, чтобы возвестить истину, и эта истина принесёт свободу, то Пилат спросил его: «А что такое истина?», и, не дожидаясь ответа, вышел. Он знал, что истины нет и быть не может, потому что человеческий разум способен доказать, что белое – это черное, а черное – это белое. И, таким образом, философия превращалась в игру слов, в какие-то фигуры речи, какую-то словесную эквилибристику. Для учёного мужа римской эпохи не было истины. Вот к чему пришла мудрость века того.

Официальная римская религия стала просто доброй традицией, осуществлением связи многих поколений великой римской цивилизации и способом выражения верноподданнических чувств перед священной персоной императора. Она стала не более чем ритуалом, с помощью которого люди пытались заполучить нехитрое земное благополучие и заявить свою лояльность перед имперской властью. С целью укрепить пошатнувшийся авторитет отеческих богов, римляне охотно открывали в своих городах святилища различным восточным божествам: Исиде, Митре, Ахуре-Мазда, Кибеле, Эль-Габалу и прочим. Они создавали жертвенники и алтари на территории огромной Империи, которая была соединена дорогами, в которой процветало искусство и литература, и были уже многокилометровые водопроводы, были освоены практически современные основы строительной техники: Империя знала бетон, тот самый которым сегодня пользуемся и мы, и, собственно говоря, культура была цветущей и основательной. И, тем не менее, люди не находили покоя, боги не давали им успокоения, потому что вся их религия была связана с потребностями: мы должны приносить жертвы, чтобы боги даровали нам благополучие. Культ благополучия и наслаждения присутствовал во всем. И если и была какая-то основополагающая религиозная идея, то это – идея императорской власти, и для того, чтобы засвидетельствовать свою лояльность императору, люди приносили жертвы перед его изображениями. Это была государственная идеология, и не более того. Все остальное выходило за ее рамки. Не нужно было очищать свое сердце, не нужно было трудиться над своей душей, готовя её к вечности. Нужно внешнее принесение жертвы для того, чтобы получить изобилие плодов земных. Вот, к чему сводилась религия.

И вот, на окраине Империи, в городе Вифлееме раздается ангельское пение, приходят волхвы, является звезда, происходят какие-то невероятные события, о которых в Риме, конечно же, на тот момент не знали. Но пройдет еще немного времени, буквально 50-60 лет после этого события, и вся Империя содрогнется от того, что узнает, что Бог посетил землю. Что Он жил, что Он спас человеческий род, что Его распяли, Он претерпел мучения, но Он и воскрес, и этим воскресением победил смерть в человеке, в самой человеческой природе была смерть побеждена. Вот, сердцевина этого события. Вот, главное, что мы празднуем. Для нас не важно, что построило человечество за всю свою историю, для нас важно, как оно осознало цели своих трудов, зачем это было нужно, для чего была создана культура. Говорят, Иоанн Златоуст хвалил строителей римских дорог, и хвалил их за то, что они поспособствовали, таким образом, апостольской проповеди. «Если бы не было дорог», - говорил он, - «апостолы бы продирались очень долго от одного города к другому. А вот, язычники построили дороги, и как быстро и удобно апостольские ноги донесли благовествование уст». Казалось бы, не связанные вещи, но у Господа Бога все предусмотрено.

И вот сегодня мы покланяемся Божией Матери, мы просим Ее помощи, мы благоговеем перед Ее подвигом. Мы понимаем, что значило для Нее, для девы, которую родители посвятили в храм, родить ребёнка. А самое главное, вот эти девять месяцев носить дитя, и будучи беременной, слышать за своей спиной какие-то упреки, осуждения, насмешки, а иногда, может быть и летящие камни Ей в спину, потому, что, вы понимаете, что значит для девушки, без мужа забеременеть. Но Она этот подвиг совершила, и Она родила Спасителя мира, не для того, чтобы Он жил и наслаждался здесь на земле, а для того, чтобы Он жил, учил, исцелял, помогал, и, в конце концов, был распят, умер и победил смерть в Своем воскресении. Зная об этом всем, Она, конечно, как мать скорбела, но и, зная об этом всем, Она радовалась, потому, что понимала, что если бы не Он, то кто бы спас нас от греха?

Слава Богу за Его рождение, слава за Его воскресение, слава Пресвятой Богородице за Ее подвиг земной жизни. Будем об этом помнить сегодня и всегда, и просить Ее, молиться о той действительно насущной нашей потребе о спасении души, о вхождении в Царство Небесное. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

8 января 2012 года


Назад к списку